РИГА, 2 окт — Sputnik, Юлия Грант. Через месяц после начала учебного года проблема нехватки учителей в Латвии встала перед властями в полный рост, и ее стали перекидывать, как горячую картошку. Министерство образования утверждает, что надо изыскать резервы среди педагогов, работающих на полставки. Сейм пеняет самоуправлениям на нежелание закрывать малые школы. Профсоюз учителей упрекает и тех, и других, указывая, что надо бороться не со следствиями, а смотреть на причины дефицита кадров.
Учебный год начался с 477 вакансиями учителей, и в некоторых школах вести уроки приглашают родителей (например, так решили проблему урока математики в 6 классах престижной Рижской 40-й школы).
Председатель профсоюза учителей Инга Ванага объясняет проблему тем, что "не удалось повысить престиж профессии", что подразумевало бы достойную зарплату, вменяемую нагрузку, социальные гарантии. И это надо было делать еще позавчера. Нужна программа поддержки как для молодых, так и для работающих педагогов, потому что как минимум половина самоуправлений столкнулась с дефицитом учительских кадров.
Для общеобразовательной системы, в которой задействовано 26,5 тысячи педагогов, нехватка 2% не смертельна, уверен глава комиссии Сейма по образованию Арвилс Ашераденс ("Новое Единство"). Но вопрос серьезный, признает он, и надо что-то делать.
Решением он считает короткие, двухгодичные программы переподготовки "Учебная сила" (Mācītspēks) для лиц с высшим образованием, которые желали бы работать в школе и таким образом получили бы новые корочки, параллельно без всякого фундаментального педагогического образования работая в школе.
Миссия выполнима?
На призыв "Выполнимой миссии" (Iespējamā misija) в рамках инновационной идеи Ашераденса, как известно, откликнулось около 1000 профессионалов. Ознакомившись с условиями обучения, заявки заполнили 280. По идее, из этих претендентов (программисты, переводчики, бухгалтеры, статистики, ученые) надо было отобрать тех, кто с 1 сентября нынешнего года должен был отправиться в школы, получая вместе с зарплатой также стипендию. Отобрали 146, в том числе репатриантов и многодетных родителей.
"Мировая практика подтверждает, что качественный отбор абитуриентов обеспечивает приход высокомотивированных кандидатов на студенческую скамью, а затем на рабочие места, - рассуждала руководитель программы 2-го уровня "Учитель" педагогического факультета Латвийского университета профессор Иева Маргевича-Гринберга. – Это напрямую влияет на качество образования в целом".
Профессор деликатно умолчала о том, что ее родной факультет давно забыл, что такое конкурс. Он не то что не пользуется популярностью – берет всех без разбора, лишь бы заполнить бюджетные места. А в Лиепайском университете в прошлом учебном году ни один абитуриент не пожелал связать свою жизнь с преподаванием точных наук. Аналитика Банка Латвии показала, что уже в 2009-2013 годах уровень аттестатов централизованных экзаменов, поданных в вузы студентами педагогических факультетов, по естественным наукам и математике был средним или ниже среднего. "Плохие собственные знания не способствуют хорошим преподавательским возможностям", - скромно предположил Банк Латвии.
Но даже при этом в целом по стране из 500-600 выпускников в год по педагогическим специальностям две трети сразу проходят мимо школ, где должны были отработать данное им за госсчет образование. "Это связано с низким престижем профессии, зарплатой, а также пониманием, что полученных в вузе знаний недостаточно", - объясняет министерство образования и науки (МОН). Кстати, через 5 лет после выпуска из обучавшихся в вузах молодых педагогов в школах остается 10%, ссылается министерство почему-то на отчеты "Выполнимой миссии", а не на собственные данные.
В рамках "Учебной силы" летние занятия начали 35 потенциальных учителей латышского, 17 – естественных наук, 17 – математики, 31 составил пеструю компанию для обучения технологиям, "культуре и искусству", а также физкультуре.
За какую-то неделю им растолковали, что такое образование, как руководить классом, как приспособить обучение к каждому ученику, обрисовали психологические теории об "эффективном обучении". А за вторую неделю им рассказали, как планировать уроки и дали методику преподавания по выбранным предметам. "Все очень мотивированы и готовы что-то изменить в системе образования!" - заключила профессор Маргевича-Гринберга. Еще бы: должен же кто-то бойкий утереть нос старым кадрам с магистерскими педагогическими дипломами (таковы были раньше требования для учителей с непрофильным образованием для работы в школе).
Миссионерские миллионы
На три года действия "Учебной силы" МОН запланировало потратить 2,9 миллиона евро, из которых 2,3 миллиона – средства Европейского социального фонда (ESF), 522 тысячи – бюджетные, 110 тысяч – средства самоуправлений.
Хотя программа второго высшего двухгодичная, рассчитана она на три года и 100 человек. Таким образом, в каждого студента будет инвестировано 805,56 евро "грязными" в месяц. Немного, чтобы мотивировать.
Инга Ванага считает "Учебную силу" краткосрочным решением, которое не устраняет причин дефицита кадров.
"Надо немедленно садиться за стол переговоров и действовать, - считает профсоюз. – В Эстонии и Литве зарплата учителей значительно выше, чем у нас, а мы все еще боремся за выполнение обещанного правительством графика повышения. Без роста престижа профессии молодежь не придет".
"Да у нас сотни педагогов работают на полставки, какая у них будет зарплата? – возмущается Ашераденс. – Пусть преподают другие предметы, берут классы в других школах в пределах самоуправления. И если учитель хорош, то почему бы ему работать в классах, где не 30, а 60 детей? Никаких проблем!"
Профсоюз учителей мягко напомнил депутату, что школа – не вуз с аудиторной системой, в школе к каждому ученику нужно проявлять индивидуальный подход, а в классе с 60 детьми это проблемно.
"Кстати, почему 60, а не 100?" - едко комментируют учителя.
Про неполную нагрузку учителей на фоне дефицита на пресс-конференции заявила и министр образования Илга Шуплинска (Новая консервативная партия). "30% учителей работают на 0,5-0,7 ставки! В самой системе можно найти ресурсы для устранения дефицита".
Профсоюзу даже неудобно объяснять министру, что такая ситуация порождена принципом "деньги следуют за учеником", а если учеников в школе мало, то на полную ставку учителю просто не набирается часов.
И тут открывается страшное: чтобы взять еще один предмет, как советует Ашераденс, педагогу потребуется получить еще одно образование заочно по двухгодичной программе, причем за деньги. И обойдется это только за само обучение в пару тысяч евро, не считая накладных расходов, если учитель работает не в столице. "Может быть, министерству нужно создать механизм, чтобы облегчить этот процесс учителям, предоставить хотя бы финансирование на оплату вуза?" - спрашивает профсоюз.
Никак не решить за счет "внутренних ресурсов" и возрастные диспропорции: половина учителей в школах старше 50 лет, и если не заняться этой проблемой сейчас, через 10 лет в школах просто некому будет работать. А молодые не тянут психологически, они "выгорают", особенно сейчас, когда проблемы "удаленки" им пришлось решать на ходу и только собственными силами, хотя работодатель обязан был их обеспечить и методиками, и ресурсами, и техникой.