РИГА, 22 сен — Sputnik. Если вы потеете и беспокоитесь в банке, вас и вашу сделку могут признать подозрительными, пишет Neatkarīgā. Для таких подозрений есть даже специальный код – LNV, который обозначает нервозность клиента без очевидной причины. А если из-за волнения вы много раз оговоритесь, работник может написать на листе год JUC, который обозначает, что клиент дает нереальные, непоследовательные и противоречивые объяснения сделок. Благодаря деятельности Службы финансовой разведки и Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК), в Латвии достигнут невиданный уровень подозрительности.
С тех пор, как латвийскую финансовую отрасль потряс капитальный ремонт, прошла уже пара лет, но кредитные учреждения по-прежнему штрафуют, причем на крупные суммы. Банки с чрезвычайной настороженностью относятся к клиентам, но, несмотря на это, по-прежнему продолжают наступать на разложенные надзорными органами грабли.
Каждый может добавить свои признаки
В апреле за нарушения в сфере предотвращения легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения акционерное общество Citadele banka заплатило штраф 647 тысяч евро. В июле Signet Bank AS заплатил 906 тысяч евро.
На сайте КРФК размещен список с признаками подозрительных сделок, но он такой широкий, что практически любой перевод денег и любого их владельца можно классифицировать как подозрительный, а о таких сделках незамедлительно нужно сообщить надзорным органам. Признаки касаются не только денег, их происхождения и целей сделки, но даже внешнего вида человека.
В конце списка содержится важная приписка: "перечисление признаков подозрительных сделок не исчерпывающее, каждый может его дополнить, выделив новый признак в зависимости от ситуации".
Именно так сейчас банки и работают: придумывают все новые причины признать клиентов подозрительными, а надзорные органы находят основания для заморозки денег и разделения банков на хорошие и плохие.
Хорошие банки и все остальные
Служба финансовой разведки объявила перечень хороших банков на прошлой неделе на дискуссии, организованной Ассоциацией финансовой отрасли. По словам главы службы Изле Знотини, ее ведомству особенно приятно работать с банками Swedbank, SEB и Citadele, но нет никакого удовольствия работать со многими другими кредитными учреждениями, которые по-прежнему не используют подход, базирующийся на рисках.
После капитального ремонта число банков в Латвии сократилось настолько, что несложно из всех отнять названные Знотиней и вычислить те, с которыми ей работать не так приятно, а их наберется всего десяток. Правда, справедливости ради, сама Знотиня на пресс-конференции в Генпрокуратуре назвала такое логическое заключение фейковыми новостями.
Пресс-конференция была посвящена подписанию двух важных документов, посвященных сотрудничеству финансовой разведки с субъектами оперативной деятельности, следственными учреждениями и прокуратурой, а также приоритетам расследования преступных сделок в сфере легализации преступно нажитых средств. В них прописан профиль рисков в Латвии и разъяснены вопросы сотрудничества, чтобы финансовая разведка могла предоставить помощь в расследовании. Опубликованы эти документы не будут.
Очевидный приоритет
После подписания документов генпрокурор Юрис Стуканс рассказал, что сейчас предотвращение отмывания денег – приоритет расследования для всех правоохранительных органов, включая прокуратуру.
"Поэтому мы обеспечим необходимые ресурсы, чтобы эти дела наконец продвинулись до суда, чтобы мы могли видеть конкретные результаты, которых от нас ждут иностранные эксперты и наши партнеры по сотрудничеству", - заявил Стуканс.
Нужно напомнить, что такое требование правительству Латвии выдвинуло посольство США, причем дважды в виде публичных заявлений.
Будет создана специальная группа прокуроров, которая будет заниматься расследовать такие преступления и координировать усилия с другими ведомствами, предоставляя коллегам методическую поддержку.
Стуканс считает, что другим учреждениям есть чему поучиться у Службы финансовой разведки. В то же время он раскритиковал Госполицию, для которой расследования таких преступлений раньше не были приоритетом. По его словам, сейчас полиция перегружена из-за сообщений, полученных от финансовой разведки, но хорошая новость состоит в том, что правительство выделило дополнительные средства, так что полиция может укрепить свои подразделения, занимающиеся оценкой материалов, предоставленных Службой финансовой разведки, если руководство Госполиции признает это направление приоритетом. Нужно отметить, что с февраля у Госполиции нет начальника – он уволился.
Счета продолжат замораживать
Судя по высказываниям Знотини и Стуканса, политика замораживания средств в банках продолжится и впредь.
"Мы продолжим работать, чтобы очистить нашу бизнес-среду и финансовый сектор от грязных денег", - заявила глава Службы финансовой разведки.
Если деньги попали под подозрение, служба может заморозить их на срок до 45 дней, а после этого полиция через суд может арестовать их на срок до двух лет. В завершении может быть принято решение о конфискации денег. Если все же окажется, что отнятые средства получены законно, их владелец сам виноват, что за два года не смог доказать этого следователям или замешкался с предоставлением доказательств. И вообще – нечего в банке потеть!
"Американцы не просили и половины от этого": глава Минобороны ЛР "наехал" на банки>>