РИГА, 10 сен — Sputnik. Ежегодно на Латвию подается 200—300 исковых заявлений в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который призван решать вопросы о возможном нарушении Европейской конвенции по правам человека и основным свободам, пишет BB.lv.
Спецпредставителем Латвии в международных правовых органах с 2012 года является Инесе Лице. Все рассматриваемые в Страсбурге дела она докладывает на заседании кабинета министров, чтобы Судебной палате было представлено аргументированное мнение правительства.
Согласно документу, который Лице представила комиссии Сейма по иностранным делам, большинство из поступающих в Страсбург исков (в 2019 году всего прислали 233) отклоняется "решением одного судьи как очевидно необоснованные".
Впрочем, заявители становятся все более юридически подкованными: и если в 2017 году ЕСПЧ отверг 249 заявлений из Латвии, то в прошлом году — только 190. Всего же с 1997 года Латвии как государству пришлось отвечать по 381 жалобе, из которых по 349 вынесен приговор: 184 — отклонены, 165 — признано хотя бы одно нарушение. Общий итог для Латвии — 2 миллиона 133 тысячи 256 евро 35 центов.
Чемпионом является некто Перепелкин — после 15-летнего судебного процесса об отчуждении земли на территории Рижского свободного порта ЕСПЧ постановил выплатить ему 871 тысячу 271 евро 12 центов за моральный ущерб, 3 тысячи за неимущественный вред, 1 тысячу 500 за судебные расходы.
"Вмешательство было соразмерным"
Дела в ЕСПЧ рассматриваются долго — некий Кадикис и еще шесть лиц шесть лет судились с государством по поводу бытовых особенностей национальной тюрьмы.
По словам Лице, в последнее время ситуация улучшилась, и осужденные латвийскими судами теперь преимущественно решают свои проблемы на родине. Правда, и тут бывают "неудачные формулировки" судов, нарушающие презумпцию невиновности — и в итоге это портит латвийскую статистику.
"У государства есть весьма широкая свобода действий при выборе средств для достижения важных ему целей, если только государство способно обосновать и наглядно разъяснить подлинную необходимость и применимость избранных средств", — сообщила госпожа Лице комиссии.
К примеру, в обзоре фигурировал процесс по иску активиста и защитника русских школ Юрия Петропавловского, которому было отказано в гражданстве Латвии, несмотря на успешную процедуру натурализации.
"Суд признал, что демократическое государство вправе требовать, чтобы лица, желающие получить гражданство этого государства, были лояльны к этому государству и его конституционным принципам", — рассказала Лице.
По иску латвийской гражданки, требовавшей написания своей фамилии как Mentzen вместо Mencena, в Страсбурге решили: "Транскрипция и грамматическое приспособление семейной фамилии заявительницы, изменившие оригинальную форму… являются вмешательством в ее права на частную и семейную жизнь, однако в видении Суда это вмешательство было соразмерным".
По мнению госпожи Лице, самыми яркими являются "дела о принципиально важных для государственности и идентичности Латвии вопросах". Затем — процессы по применению меры заключения; о длительности суда в Латвии; об условиях содержания; о нарушениях прав собственности. Вместе с тем, как она пояснила депутатам, социально–экономические вопросы Страсбург априори не решает.