РИГА, 9 сен — Sputnik, Андрей Солопенко. Русскоязычные граждане на внеочередных выборах в Риге отличились довольно низкой избирательной активностью в отличие от латышскоговорящих жителей столицы. Правда, в то же время русскоязычные оказались очень добрыми: в партиях, за которые в основном голосовали представители этой группы, был наибольший удельный вес плюсов, тогда как латышскоговорящий избиратель, наоборот, предпочитал вычеркивать своих кандидатов.
Предпочли остаться дома
Согласно данным Центрального бюро статистики, Рига сегодня является преимущественно русскоязычным городом, ведь 56% жителей столицы в семье разговаривает именно на этом языке. Правда, расселение этой группы по городу неравномерно. Больше всего русскоязычных проживают в Латгальском предместье (62%), а также в Курземском (60%) и Северном (59%) районах. За ними следуют Земгальское (52%) и Видземское (51%) предместья, а замыкает список Центральный район (30%), являющийся наиболее латышской частью города.
В то же время, как известно, голосовать на выборах могут лишь граждане Латвии, а в Риге проживает более ста тысяч неграждан, что составляет 16% населения города. Тем самым абсолютное большинство граждан – латышскоговорящие, а русскоязычных избирателей в столице лишь 42%. Самое русскоязычное – Латгальское предместье, особенно микрорайон Плявниеки, Московский форштадт и Кенгарагс. Кроме этого, большинство русскоязычных граждан живут в микрорайонах Даугавгрива и Болдерая, в Курземском районе.
Если проанализировать явку рижских избирателей, то как раз окажется, что именно на участках, расположенных в этих микрорайонах, была наименьшая активность. Меньше всего на выборы пошли граждане, приписанные к 31-му участку, расположенному в Болдерае, где явка составила только 27%. Подобное неактивное участие было на соседнем 22-м участке, а также на многих участках Московского форштадта, Кенгарагса, Золитуде, Плявниеки, Иманты и Пурвциемса, где оно не превысило 35%.
Тогда как в преимущественно латышских микрорайонах: Биерини, Тейка, Межапарк, Берги, Вецаки и Центр, явка, напротив, составила более 50%. Повышенная явка наблюдалась и во многих других микрорайонах с преобладающим латышскоговорящим населением. Ясно видно, что латышские граждане на этих выборах голосовали активнее, а русскоязычные предпочли остаться дома. Разница между ними в конечном счете и обусловила жесткое поражение "Согласия", приведшее к смене власти в городе.
Добры к своим кандидатам
Если посмотреть на долю голосов, отданных за конкретные политические силы по участкам, то заметно, что в микрорайонах с высоким удельным весом русскоязычных граждан, преобладающей поддержкой пользуются "Согласие", Русский союз Латвии и в меньшей степени "Честь служить Риге" (ЧСР). Тогда как в латышскоговорящих микрорайонах из прошедших в думу лидируют "Для развития/За!" и "Прогрессивные", "Новое Единство", общий список Национального и Регионального объединения и Новая консервативная партия (НКП).
Тем самым этнолингвистический раскол снова оказался решающим фактором в голосовании избирателей. Однако интересно, что этничность не только определила выбор партий, но и оказала влияние на поддержку кандидатов в списке. Ведь латвийская избирательная система дает возможность голосующим на выборах особо отметить понравившихся политиков, ставя им плюсы, или помешать получить депутатский мандат нелюбимым, вычеркнув их фамилии. Поэтому, если рассчитать общий удельный вес вычеркиваний по отношению к отданным за партии голосам, то можно вычислить, какой избиратель является наиболее критичным к своим кандидатам.
Как оказалось, наиболее активно вычеркивал кандидатов электорат партии "Честь служить Риге". Средний процент вычеркиваний у нее составил 7,8%, что показывает внутреннюю борьбу между людьми в этом списке за попадание в Рижскую думу. Также высокий процент вычеркиваний был у Национального и Регионального объединения (5%), "Нового Единства" (4,5%) и "Для развития/За!" и "Прогрессивных" (4%) – у всех этих политических сил доля вычеркиваний превысила долю плюсов.
Тогда как у "Согласия" (1,9%) и Русского союза Латвии (1%) удельный вес вычеркиваний был наименьшим. Сторонники этих политических сил предпочитают больше ставить своим кандидатам плюсы, таким образом давая им шансы на избрание в столичное самоуправление. Все это ясно указывает на внутреннюю сплоченность партий, отсутствие в них больших конфликтов, а также то, что русскоязычные избиратели в целом являются более "добрыми" к своим политикам, чем их латышские сограждане.
Короли вычеркиваний и плюсов
Самый же "злобный" избиратель оказался у "Нового Единства", чьи кандидаты оказались лидерами по вычеркиваниям. Например, Карлис Шадурскис набрал наибольшее количество вычеркиваний как в абсолютных числах, так и относительно голосов, отданных за "Новое Единство". 15% избирателей этой политической силы вычеркнули Черного Карлиса из списка, и он, будучи на четвертом месте, скатился на восьмое, что, правда, дало ему шанс получить депутатский мандат.
Его коллегу Хосама Абу Мери вычеркнули 14% избирателей, и он остался без места в Рижской думе, упав с проходного пятого места на одиннадцатое. Активно вычеркивали и других членов "Нового Единства" Олафса Пулкса (13%) и Интса Кюзиса (10%), но из-за того, что у них было и много плюсов, они смогли пройти в думу. Также плюсы помогли попасть в муниципалитет и кандидату от Национального и Регионального объединений Иеве Бранте, оказавшейся лидером по вычеркиваниям в своем списке. Тогда как у Байбы Розентале из ЧСР вычеркиваний оказалось больше, чем плюсов, что и лишило ее заветного мандата.
Если же посмотреть на самых популярных кандидатов в списках, то первое место достанется Олегу Бурову. Будучи локомотивом "Честь служить Риге", он получил 62% плюсов, то есть примерно две трети сторонников партии особо отметили его заслуги. Также популярны среди своих избирателей Мартиньш Стакис и Вилнис Кирсис. Эти двое сумели заручиться поддержкой 55% проголосовавших за общий список "Для развития/За!" и "Прогрессивных" и "Новое Единство" соответственно.
Немного отстал от них Мирослав Митрофанов – 54% граждан, решивших отдать свой голос за Русский союз Латвии, отметили плюсом его фамилию. Тогда как поддержка остальных кандидатов была значительно ниже. Чуть менее половины сторонников НКП поставили плюс Линде Озоле (49%). Также уход из политики не добавил популярности первому номеру списка Нацблока и регионалов Эйнарсу Цилинскису (38%). В свою очередь, Константин Чекушин (31%) оказался неизвестен большинству избирателей "Согласия", что, думается, тоже внесло свой вклад в поражение этой партии на выборах.