РИГА, 1 сен — Sputnik. Клайпедский порт часто сталкивается с угрозами, потеря белорусских грузов – не самое приятное событие, но предприниматели надеются, что положение все же выровняется, заявил директор по маркетингу и общим делам Клайпедского порта Артурас Друнгилас, передает РЖД-Партнер.
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня, 1 сентября, что Минск прорабатывает экономические решения в ответ на санкции стран Прибалтики, имея в виду в том числе переориентацию транзита белорусских грузов на Россию. "Мы не будем бороться за то, чтобы нас туда пустили. Мы просто экономически попробуем решить эту проблему. Говорят, это дороже будет для Беларуси (переориентировать свои грузы с балтийских портов на Россию — ред.). Конечно, нам немножко будет невыгодно. Но мы же договориться можем с россиянами по тарифам, и они от объемов перевалки наших грузов все равно получат выгоду", — сказал Лукашенко.
Комментируя ситуацию, представитель Клайпедского порта Артурас Друнгилас заявил, что порту остается лишь держать марку.
"Мы довольно часто сталкиваемся с угрозами в адрес порта. В текущей ситуации в наших силах остается лишь держать марку и поддерживать качество работы и своих услуг на самом высоком уровне. Не могу назвать положение катастрофическим, но потеря доли грузов — не самое приятное для порта и стивидоров. Мы все же надеемся, что положение выровняется", — сказал Друнгилас.
По неофициальным данным, из 40 миллионов тонн годового грузооборота в порту Клайпеды около 8 миллионов тонн составляют калийные удобрения, поставляемые из Беларуси по железной дороге, и около 4–5 миллионов тонн — нефтепродукты. Удобрения переваливаются в том числе через клайпедский терминал Biriu kroviniu terminalas, 70% долей которого принадлежит бизнесмену Игорю Удовицкому, еще 30% — "Беларуськалию".
По данным источника РЖД-Партнера на рынке, латвийский терминал Вентспилсского порта Kailja parks мог бы перенять объемы из Клайпеды. Однако страны Балтии выступили заодно по части санкций в сторону Беларуси, поэтому вряд ли грузопоток сможет развернуться в Вентспилс.
В свою очередь, экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас, комментируя заявление Лукашенко, сказал, что все грузы Беларусь из Клайпеды не перенаправит, и это невозможно сделать в сжатые сроки, однако порту все же следует меньше рассчитывать на потоки грузов с востока на запад.
"Не следует ставить все инвестиционные средства на эту (белорусскую — ред.) карту, и, возможно, это будет хорошим стимулом для Клайпедского порта — подумать о своем будущем и об обеспечении конкурентоспособности другими способами", — сказал Маурицас.
Экономист считает, что в регионе Балтийского моря конкуренция велика даже без учета политического аспекта, ведь и Россия, и Польша выделяют крупные средства на развитие инфраструктуры своих портов. Поэтому Клайпеде нужно обдумать другие способы, как увеличить свою конкурентоспособность.
"Образцом является терминал СПГ, который занялся другой посторонней деятельностью. Литва довольно многого добилась распределительным контейнерным центром. Думаю, что такие проекты более перспективны и безопасны, чем зависимость от грузов с востока на запад", — сказал он.