РИГА, 31 авг — Sputnik. Посол Китая в Латвии Лиан Цзянцюан, председатель правления Рижского порта Виестурс Зепс и его управляющий Ансис Зелтиньш в минувший вторник, 25 августа, наблюдали за тем, как в рижском терминале BCT (Baltic Container Terminal) с разгрузки контейнеровоза китайской компании COSCO Schipping Lineds начал работу специальный кран производства китайского предприятия SANY Marine Industry, сообщает Neatkarīgā.
Первый контейнер поставили на тягач в 16:45 — мероприятие специально передвинули на конец дня в надежде на то, что после заседания правительства в порт подъедет министр сообщения Талис Линкайтс. Но заседание затянулось, что не удивительно, ведь оно было последним перед выборами в Рижскую думу, а значит, в следующий раз на обсуждение будут влиять различные маневры в ходе формирования столичной коалиции.
Перенести мероприятие в порту на другой день было невозможно, потому что движение контейнерных судов идет по графику. При этом заход судна SANY Marine Industry в Ригу запланировали на вторник, как раз потому что это день заседаний кабмина.
Целью мероприятия было показать, что сокращение грузов в Рижском порту не означает их полное исчезновение. Грузооборот сократился до наинизшего уровня и в ближайшее время на нем и останется, но не все сегменты просели одинаково сильно. Так, в первой половине 2020 года в Риге было перевалено 2,25 миллиона тонн контейнеров, что на 7,4% меньше, чем в тот же период прошлого года, но это сокращение выглядит относительно неплохо по сравнению с падением общего грузооборота на 26,7%.
Участие в мероприятии посла Китая с воодушевляющей речью не является юридически обязывающей гарантией отправки китайских кораблей и товаров в BCT, но так или иначе обеспечивает ощущение безопасности.
Есть еще сам кран. Теперь владельцы BCT должны думать, смогут ли его эксплуатировать или же его придется законсервировать до лучших времен, а то и вовсе сдать на металлолом.
BCT принадлежит Mariner Finance Baltic, настоящим выгодоприобретателем компании значится гражданин Мальты Марин Хили. Согласно отчету за 2019 год, оборот компании составил 16,6 миллиона евро, прибыль — 7,4 миллиона евро. По подсчетам BCT, в этом году терминал перевалил 65% всех контейнеров в Рижском порту, что составляет 9% всех морских грузов порта.
Предприятие очень экспансивно развивается, в последние два года оно вложило в Латвии 40 миллионов евро. За эти деньги фирма не только купила мощный кран, но и построила склад на Куньдзиньсале, для которого уже нашла арендаторов. Там товары будут не только храниться, но и доставаться из контейнеров для переупаковки, маркировки и складывания в следующие контейнеры. Дальше товары пойдут в основном в Россию или на автомобилях, или по железной дороге, ветка которой доходит до Куньдзиньсалы.
Одно из преимуществ BCT и латвийских портов в целом — это возможность грузить в контейнеры лес-кругляк для отправки в Китай. Именно так Латвия может решить проблему всей Европы, которая состоит в том, что у европейцев нет товаров для продажи китайцам, и после выгрузки китайских товаров контейнеры обратно приходится отправлять пустыми, чтобы там вновь загрузить их товарами для Европы. Чтобы не везти воздух, в Латвии в эти контейнеры могли бы помещать лес-кругляк, и такая возможность является преимуществом в борьбе за привлечение грузов в дальнейшем.
BCT появился на основе советского наследия. Рижский порт выбрали для перевалки контейнеров уже в восьмидесятые годы прошлого столетия, когда в СССР решили, что контейнеры могут частично заменить товарные вагоны. После восстановления независимости Латвийской Республики предприятие приватизировали в середине девяностых. Под нынешним названием оно было зарегистрировано в 1996 году. 23 декабря 1998 года Агентство приватизации подтвердило сделку по продаже оставшейся в государственной собственности части капитала BCT фирме Carmelo Caruana Company Ltd за 916 451 лат. Из них полмиллиона евро надо было покрыть латами, а остальную часть — приватизационными сертификатами с номинальной стоимостью 28 латов за штуку, что намного превышало цену, за которую люди спокойно соглашались продать свои сертификаты. Больше в публичных источниках сведений о происхождении BCT нет.
В 2000 году внимание привлекла декларация о доходах тогдашнего министра финансов Эдмундса Крастиньша, согласно которой он заработал в BCT 4 711,82 лата. С тех пор никакой связи между BCТ и латвийскими государственными или рижскими муниципальными должностными лицами не замечено.