РИГА, 26 авг — Sputnik, Юлия Грант. Анализ ежегодных инвестиций Латвии в ремонт дорожной сети показывает: качество шоссе низкое не потому, что денег выделяют мало, а потому, что их бездарно тратят. В 2020 году госпредприятие Latvijas valsts ceļi (LVC) получает из госбюджета 255,27 миллиона евро, которых хорошему хозяину хватило бы на строительство 200 километров новых дорог или на нормативное обновление всей латвийской госсети раз в семь лет. На деле на эти деньги будут латать 51 участок государственных дорог и 16 мостов. Самый крупный участок ремонтируемой дороги составит 20,6 километра, минимальный проект предусматривает ремонт 400 метров полотна.
Согласно историческим данным на официальном сайте LVC, в советскую эпоху Латвия вступила, имея 326 километров асфальтированных и 1779 километров гравийных дорог (из последних во время войны было разрушено 1000 километров). С 1957 года в республике началось интенсивное развитие дорог, в 1960-е годы была создана разветвленная сеть строительных и обслуживающих организаций. В лучшие советские годы ежегодно прокладывалось до 220 километров дорог с твердым покрытием и до 660 километров щебеночных. К концу 1980-х годов протяженность государственных дорог достигла нынешних 20 тысяч километров, из которых 9092 км покрыты асфальтом, а 10 989 – гравием и щебнем.
"Оккупанты" подкачали
Латвийская Республика как "удавшееся государство" ликвидировала советское строительное наследие, оставив на хозяйстве две организации. Latvijas valsts ceļi (LVC) было поручено администрирование строительно-ремонтных проектов, Latvijas autoceļu uzturētājs (LAU) – техническое обслуживание. Однако в развитии дорог они не преуспели. Это видно невооруженным глазом при пересечении границы как с Эстонией, так и с Литвой, а тем более с Беларусью или Россией.
Фактически по новым трассам были проложены только две дороги.
Объездная вокруг Саулкрастов (2005-2007) - это 20,24 километра нового шоссе шириной 8 метров и 17 конструкций: 6 мостов, 7 путепроводов, два пешеходных туннеля, велодорожки протяженностью 4,46 километра, 18,43 километра освещения, а также противошумовые экраны, защитные заборы и живые изгороди на отдельных участках. Стоимость проекта составила 65,83 миллиона евро за 1-2 этапы и 47,17 миллиона за третий, итого 113 миллионов, из которых 85% выделил Фонд выравнивания ЕС.
Он же вложился в создание дублера Московской трассы от Тинужи до Кокнесе (60 километров двухполосной дороги, 10 двухуровневых развязок, стоимость 94 миллиона евро, 2009-2013).
Состояние построенных во время "советской оккупации" дорог и мостов постепенно ухудшалось. LVC похваляется какой-то модной системой "мониторинга" состояния дорог, однако анализ финансируемых через эту госструктуру проектов вызывает серьезные сомнения в компетентности специалистов, регулирующих многомиллионные затраты. Именно затраты, а не инвестиции. Объясним почему.
Ремонт раз в 61 год
Каждую весну Латвию охватывает "ямочный ремонт" - латание дыр, во множестве появляющихся практически на всех дорогах. Этим занимаются дорожные службы самоуправлений и Latvijas autoceļu uzturētājs. Понятно, что это временное решение, за которым должен следовать капитальный ремонт дороги с изношенной "верхней одеждой". Чтобы она не требовала капремонта, раз в 7 лет ее нужно обновлять. Стоимость этой работы составляет около 10 евро за квадратный метр, 9 092 километра асфальтированного шоссе шириной 7 метров – это 63,6 миллиона квадратов. Раз в 7 лет нужно обновлять 9 миллионов квадратов (1285,7 километра), что стоит примерно 90 миллионов.
Реально ни разу за последние 30 лет таких работ в масштабе страны не производилось. Зато в списке текущих проектов – реконструкция развязки возле заброшенного ресторана "Сените" на шоссе А2-А3, где не было ремонта с 1974 года. 1,65 километра дороги обойдутся бюджету сразу в 46,5 миллиона евро (40% даст Фонд выравнивания ЕС), выполнят работу компании A.C.B. и Binders.
Все данные – из газеты LVC.
В списке "крупнейших" работ 2020 года самой масштабной будет перестройка существующего полотна на региональном шоссе Р108 Вентспилс - Салдус длиной 20,6 километра, с софинансированием из фонда ERAF. Минимальный проект предусматривает восстановление 400 метров дороги Р8 Инциемс - Кегумс. На этом шоссе работы будут производиться еще на двух участках, 7 и 4,2 км, но "в розницу".
В общей сложности в нынешний сезон какие-то работы были предусмотрены на 326,78 километра дорог, в том числе в Рижском регионе - на 89,61, Земгальском - на 81,74, Видземском - на 50,64, Латгальском - на 63,51, Курземском - на 41.28 км. Это составляет 1,6% от общей протяженности латвийских дорог. С такими темпами следующий подход к отремонтированному участку возможен через 61 год.
C мостами еще хуже. Из 2500 латвийских мостов 969 находятся в ведении LVC. Состояние 47% из них признано плохим и очень плохим, на 51 мосту установлены ограничения в движении по габаритам и массе. В ряде случаев во избежание обрушения ширина движения уменьшена до одной полосы, чтобы на мост не могли одновременно заехать две машины.
Ремонты 2020 года затрагивают 16 мостов, два будут построены заново – через реку Арона на V895 (Видземе) и через Свете на Р95 (Земгале). При этом такие крупные мосты, как Вантовый или Каменный, находятся на балансе Рижской думы и ремонтируются за ее счет. К прочим же государство имеет вероятность обратиться раз в 60 лет. Никакой стратегической программы обновления мостов не существует, даже с учетом того, что НАТО все громче взывает "обеспечить военную мобильность".
Поиски виноватых
Как госуправляющие, так и частные предприниматели дорожного строительства постоянно требуют от правительства увеличить финансирование. Мол, с 1991 года накопился дефицит в 4 миллиарда евро, а ежегодно выделяется не 611 миллионов, как нужно, а вдвое или втрое меньше. Глава LVC Янис Ланге упирает на то, что только 20% из собираемого с бензина акцизного налога (введенного как раз для поддержания дорог) тратятся по назначению.
Но есть и другое мнение: "советские оккупанты" построили слишком много дорог, и при существующей низкой интенсивности движения поддерживать всю сеть не имеет смысла.
"Нельзя сказать, что дорог в избытке, - возражает Ланге. – Плотность дорожной сети в Латвии соответствует средним показателям ЕС. Проблема в том, что демографическая ситуация намного хуже, и количество жителей на один квадратный километр меньше, чем в ЕС. Таким образом, средний латвиец должен содержать в четыре раза больше дорог, чем средний европеец".
Ланге признает: в Латвии ответственность за дороги распределена между государственным АО под его руководством, самоуправлениями, предприятиями. Поэтому, например, по государственным мостам еще можно ехать без опаски, а по местным надо десять раз подумать. Ведь у самоуправлений на инфраструктурные проекты средств гораздо меньше…
Однако правда в том, что сами по себе средства ничего не решают. Распылять миллионы по лоскуткам дорог нормальный хозяин не стал бы. Тем временем в министерстве сообщения зреют планы автомагистралей, которые в ближайшие 20 лет якобы прочертят латвийскую территорию. Не было гроша, да вдруг алтын.
Дробление проектов объясняется тем, что в отрасли идет жесткая конкуренция за заказы. Мелкие проекты (до миллиона евро) разыгрывались в рамках "Всеобщего соглашения" (Vispārīgāš vienošanās), в которое вошли отобранные LVC компании. Их выбирают на конкретный объект путем ценового опроса, а не конкурса.
Все крупные тендеры ранее то и дело оспаривались, что затягивало начало работ. В Литве оспаривание не отменяет начала работ, а если суд признает правоту истца, ему просто выплачивают компенсацию. В Латвии только недавно приняты изменения в законе, обязывающие истца внести залоговую сумму, которую он теряет, проиграв тяжбу в Бюро по закупкам. Есть надежда, что это оздоровит ситуацию в отрасли.
Однако в целом порядки определяют не государственные мужи, а частные компании. Им выгодно, чтобы километр дороги стоил не миллион, а двадцать. Как у развязки возле "Сените". И сколько бы в таком случае ни выделили еврофонды и казна, хорошие шоссе останутся в советском прошлом.
Правда, пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в Латвии: получив дополнительные 75 миллионов с обязательством потратить их до 31 декабря, в LVC вспомнили о поверхностной обработке дорог и оперативно распределили деньги по 71 государственному объекту, запланировав сразу 595 километров новой "верхней одежды". По нормативу надо бы обработать 1285,7 километра, но это уже просто рывок вперед!
А продираясь по латвийской глубинке, не видевшей ремонта дорог 25 и более лет, вы можете сигнализировать о замеченных ямах и колдобинах по телефону LVC 80005555. Номер включен круглосуточно, напомнил Ланге.
Регион | Число дорог/километраж | Число мостов | Крупнейший проект | Минимальный проект |
Рижский | 14/89.61 | 3 | 15,26 км, шоссе А1 Рига-Айнажи, восстановление асфальта | 0,4 км, шоссе Р8 Инциемс-Кегумс, восстановление асфальта |
Курземский | 5/41,28 | 1 | 20,6 км, шоссе Р108 Вентспилс-Салдус, перестройка дороги, софинансирование ERAF | 3,18 км, шоссе А9 Рига-Лиепая, перестройка дороги |
Видземский | 8/50,64 | 5 ремонт, 1 новый | 19,51 км, шоссе P37 Плявиняс-Гулбене, восстановление асфальта | 1,1 км, шоссе Р79 Кокнесе-Эргли, перестройка дороги |
Земгальский | 13/81,74 | 2 ремонт, 1 новый | 15,19 км, шоссе Р95 Елгава-Тервете, перестройка дороги, софинансирование ERAF | Р101 Калнциемс-Кудра, восстановление асфальта |
Латгальский | 11/63,51 | 5 ремонт, 1 новый | 13,58 км шоссе V754 Ливаны-Стеки, однослойная обработка | 0,82 км, шоссе А13 Гребнево-Медуми, перестройка дороги |
Средства на преодоление COVID-19, 75 млн евро | 71/595 | Обновление верхнего слоя асфальта дорог в приемлемом техническом состоянии, с высокой интенсивностью движения; мероприятия по безопасности движения – акустические разделительные полосы, защитные барьеры | То же самое | То же самое |