Ковровая дорожка для инвесторов и "зеленый" курс: как Риге догнать Вильнюс и Таллин

Почему Рига отстала от других балтийских столиц в плане привлечения иностранных инвестиций и что нужно будет сделать новому руководству города, чтобы он не только перегнал Вильнюс и Таллин, но и мог потягаться со Стокгольмом и Копенгагеном
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 24 авг — Sputnik. В последние десять лет Рига отстала от других столиц Балтийского региона в плане привлечения инвестиций. Эксперты и мэр Вильнюса рассказали TV3, что нужно будет сделать новому рижскому градоначальнику, чтобы это исправить. 

Рига не стала городом будущего

Британское издание Financial Times (FT) регулярно публикует список европейских городов, наиболее привлекательных для иностранных инвесторов. Лучшие из них FT называет городами будущего. В рейтинге этого года среди городов средней величины Вильнюс занял четвертое место, а Таллин — восьмое. Литовскую столицу также отметили за хороший экономический потенциал, большой человеческий капитал и удобную среду для жизни. Вильнюс возглавил десятку лучших европейских городов среднего размера по стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций. А Таллин занял второе место среди наиболее дружественных для бизнеса городов. Рига в эти рейтинги вовсе не попала (правда, среди наиболее небольших городов Латвия представлена).

Вентспилс, Валмиера и Елгава в топе микрогородов Европы

"Мы хотим, чтобы Рига вернула свои позиции как крупнейший город не только в численном выражении, но и профиссионально, как центр финансов и инноваций, особенно IT. Мы знаем, что мы уступили эту позицию в 2016 году Таллину и постепенно и Вильнюсу. Мы хотим ее вернуть, но это невозможно без поддержки города и еще больше — сотрудничества с государством", — говорит специалист по городскому планированию Виестурс Целминьш.

Президент Латвийской торгово-промышленной палаты Айгарс Ростовскис считает, что Рига должна сформулировать четкое видение развития.

"Тогда предприниматели и инвесторы будут видеть, в каком направлении развивается город, будут видеть, куда можно инвестировать, к чему можно приложить руку", — отметил Ростовскис.

По его мнению, важно создать благоприятную среду для инвестиций. Самоуправление не может повлиять на налоговую политику государства, но может оптимизировать вопросы, связанные со строительством, с выдачей разрешений, положив "своего рода красную дорожку" для инвесторов — как местных, так и иностранных.

"На самом деле, у нас регулярно очень многие инвесторы не просто жалуются, но многие и остановили проекты стоимостью в десятки и сотни миллионов только из-за стройуправы, только из-за фактически такого вымогательства, когда нужно что-то заплатить, и инвесторы уходят. А связь такова, что, если инвестиций много, появляются новые рабочие места, приходят налоги, город развивается, и все происходит, и денег хватает на все — велодорожки, детские сады, на все остальное", — объяснил Ростовскис.

"Зеленая" Рига

Оживить Старую Ригу, перенаправить грузовой транспорт, едущий в порт, за пределы центра, обновить спальные микрорайоны, которые находятся в критическом состоянии, — работы много. Международная консалтинговая компания Mercer расположила Ригу на 90-м месте глобального рейтинга качества жизни. Анализировалось перемещение по городу, безопасность, условия жизни. Другие столицы региона оценили выше.

От бесплатного транспорта в Риге до отмены льгот для россиян: что обещают партии

Новому созыву думы предстоит улучшить качество жизни рижан.

Виестурс Целминьш считает, что прежде всего надо определиться с отношением к "зеленому курсу": понять, как рижане будут потреблять энергию, будут ли утеплять дома, будут ли готовы к процессам на этом направлении. Важно решить, каким будет транспорт: будут ли люди ездить на личных автомобилях, что вполне понятно, особенно в контексте COVID-19, или пересядут на общественный транспорт. Важен вопрос Rail Baltica и обустройства районов, где эта трасса пройдет. Не менее актуален вопрос мостов — Деглавского, Вантового, Брасовского, "Вэфовского". Здесь же вопросы обустройства зеленых территорий в спальных районах и создание безопасной и удобной сети велодорожек.

В Риге не решен вопрос раздельного сбора отходов. По этому поводу в 2018 году Еврокомиссия направила Латвии предупреждение, за ним может последовать денежный штраф.

"ЯсноПонятно". С чего начать сортировать мусор и зачем это делать

"В Риге и Пририжье производится почти половина всех бытовых отходов (более 41%), соответственно, мы можем видеть, насколько много на этом направлении нужно делать именно в столице, чтобы повысить доступность и пунктов, и площадок раздельного сбора отходов", - отмечает директор департамента охраны среды МОСРР Рудите Весере.

Раздельный сбор отходов нужно было обеспечить на всей территории Латвии еще в 2015 году. Рига — одно из немногих самоуправлений, где этот вопрос не решен до конца — жителям не всех районов доступны услуги раздельного сбора отходов.

Еще один насущный вопрос — не самое лучшее качество воздуха в Риге, которое периодически напоминает о себе.

Пример Вильнюса

В качестве примера быстрого рывка в развитии предприниматели и эксперты часто называют Вильнюс. За пять лет бюджет города почти удвоился, литовская столица стала лидером по привлечению инвестиций в странах Балтии. Смелые рекламные кампании города привлекли внимание наиболее популярных СМИ мира.

Рихардс Эйгимс оценил озорную рекламу Вильнюса

"Мы предпринимаем осознанные усилия, чтобы быть конкурентоспособными в этом смысле, и показывая свои преимущества, и будучи привлекательным городом для жизни молодых талантливых людей. Совершенно ясно, что главный вопрос всех тех, кто ищет новое место, касается того, есть ли у вас здесь достаточно много талантливых людей. Я понимаю, что, чтобы у нас здесь были талантливые люди, нам нужна хорошая среда, чтобы они хотели жить в городе.

В наши дни люди считают себя гражданами мира, особенно одаренные. Они могут жить где угодно. Мы должны быть очень привлекательными в плане озеленения, ощущения города, жилой зоны, учебных заведений, всего, чтобы молодые люди выбирали Вильнюс для жизни. У нас есть ощущение, что у нас есть достижения в этой связи, но для нас важно, чтобы успешным был весь Балтийский регион", - рассказал мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс.

Вильнюс ведет политику радикальной открытости: все данные самоуправления доступны для общества, муниципальные учреждения готовы вести коммуникацию по-английски, призывают таланты из-за рубежа жить в Вильнюсе и активно интегрируют приезжих в общество.

"Мы знаем эту истории — сервис услуг такси Uber выразил желание прийти в Вильнюс. Через 30 дней у них был офис с работниками. Это даже по европейским меркам большая скорость", - отметил Целминьш, добавив, что в Риге предпринимателям не с кем договариваться.

Шимашюс подчеркивает, что деньги — не самое главное в том, чтобы произвести хорошее впечатление, поскольку было немало примеров, когда в процессе благоустройства их разворовывали.

"(Деньги) важны, без них практически невозможно чего-то достичь, но еще (важно) отношение, атмосфера, желание принять новых людей, открытость", - говорит Шимашюс.

По его словам, в Вильнюсе деньги часто тратились не слишком разумно. Пять лет назад в городе была своя муниципальная авиакомпания, что, конечно, было очень дорого, и другие муниципальные службы, которые работали неэффективно. Чтобы достичь хороших результатов, Вильнюс не только опирался на экономический рост, но и реорганизовал муниципальные службы, проведя радикальные реформы по стандартам ОЭСР. Результаты были хорошими, отмечает Шимашюс.

Инвесторы капитулируют перед национализацией: акция "белых флагов" набирает обороты

Задачей нового мэра Риги будет реформировать не только руководство, но и более низовые структуры самоуправления. Шимашюс называет этот этап одним из самых сложных, но ключевым для изменений курса города.

"Потенциал Риги несравнимо больше, чем у Таллина и Вильнюса, мы в середине, у нас достаточно развита авиация, и мы в любом случае больше. Как только мы начнем двигаться мощнее, мы должны не только на голову обогнать Таллин и Вильнюс, мы должны ставить другие цели — нужно быть (лучшим городом) Балтии и Скандинавии. Нам нужно думать, как соревноваться со Стокгольмом, Копенгагеном и Хельсинки", — считает Ростовскис.