Давно подмечено, что крупные выигрыши в лотерею редко приносят счастье победителям. Большинство из них ждет быстрое разорение из-за неспособности грамотно распорядиться упавшими на голову огромными деньгами. Похожее испытание прямо сейчас проходит белорусская оппозиция, отмечает автор РИА Новости Ирина Алкснис.
Она неожиданно — в первую очередь для себя самой — оказалась на волне общественных протестов куда большей мощности и широты, нежели сама планировала. В результате политические силы, оппонирующие Александру Лукашенко, вынуждены экстренно пересматривать собственные программы, заявления и подходы, подчищая наиболее сомнительные, компрометирующие и неприемлемые для широких масс детали.
Ведь одно дело, когда на пике эмоций множество людей выступает против кого-то и чего-то и вам повезло оказаться во главе этого процесса. Однако подобное состояние никогда не длится бесконечно и очень скоро внимание общества сосредоточится уже на вас с вопросом: а что, собственно, вы сами предлагаете взамен, куда и к каким целям намерены вести общество, какова ваша программа?
Очень показательная в этом смысле история развивается прямо сейчас вокруг документа под названием "Реанимационный пакет реформ для Беларуси".
Как писали еще несколько недель назад белорусские интернет-СМИ, для его разработки в начале 2020 года объединились "аналитические центры, эксперты и демократические силы" республики. Их усилиями в начале лета была рождена феерическая во всех отношениях концепция, которую и взяла на вооружение объединенная оппозиция Беларуси.
При этом сам сайт, на котором первоначально был размещен "Реанимационный пакет", уже некоторое время недоступен. Однако его содержание успешно сохранилось в кэше Google и оно прекрасно объясняет, с чего вдруг лидеры белорусской оппозиции застеснялись и закрыли доступ к порталу.
Вот, например, перечень проблем, на решение которых должна быть направлена "реанимационная" реформа в области национальной безопасности:
- агрессивная внешняя политика Кремля;
- отсутствие демократии, свободы слова, свободы собраний и других базовых свобод;
- невысокий уровень национального сознания и доминирование русского языка;
- проблемное состояние белорусской экономики;
- членство Беларуси в наднациональных образованиях, где доминирует Россия, — Союзное государство, ОДКБ, ЕврАзЭс, СНГ.
Ну что тут скажешь? Хорошо хоть экономические вызовы, стоящие перед республикой, вообще в список попали — социальные проблемы не удостоились такой чести.
Поставленные создателями документа задачи также впечатляют своей последовательностью: укрепление национальной идентичности, уменьшение влияния Кремля на Беларусь посредством информационных, экономических, интеграционных и гуманитарных факторов; выход из постсоветских интеграционных объединений с доминированием России; интеграция в западные политические, экономические и военные структуры (ЕС, НАТО).
Остальное содержание документа также выдержано в идеологии пещерной русофобии и может посоревноваться с аналогичными документами Евромайдана. Тут и запрет пророссийских организаций, и отключение российских телеканалов, и перевод образования на белорусский язык.
Есть, правда, серьезное различие: Беларусь - не Украина. Если большинство участников цветной революции 2014 года были готовы искренне подписаться под подобными установками, то в РБ все куда сложнее. Ну нет в Беларуси по-настоящему массовых антироссийских настроений. И их нет у львиной части участников массовых протестов.
Оттого и сайт с "Реанимационным пакетом" ныне прикрыт: слишком уж сильно он может скомпрометировать лидеров оппозиции в глазах масс. В белорусском обществе, кстати, хватает тех, кто ставит в упрек Александру Лукашенко ухудшение отношений с Москвой и торможение союзной интеграции, которая бы дала экономике республики дополнительные возможности и стимулы для развития.
В такой ситуации оппозиционным политическим силам Беларуси, внезапно вынесенным на первый план национальной политики, выдавать радикально русофобскую риторику — все равно что стимулировать только что превратившуюся в карету тыкву трансформироваться обратно в овощ.
Проблема в том, что подобные обстоятельства можно попытаться скрыть от общества, но куда сложнее от них реально избавиться.
Да и крайне сомнительно, что такое желание — изменить собственную политическую позицию — у Светланы Тихановской и ее сподвижников в принципе есть (в этом смысле познавательно читать интервью этих людей западным или хотя бы польским СМИ — там ничто не мешает свободному излиянию русофобии).
Но вот белорусскому обществу неизбежно придется определять свое отношение к ней.