Юшков: поставки нефти в Беларусь через Литву - просто информационная кампания

Поставки нефти в Беларусь через Клайпеду – это информационная кампания, а не экономика. Если бы Беларусь на постоянной основе хотела закупать нефть не из РФ, ей было бы выгоднее поставлять сырье реверсом через Вентспилс, заявил эксперт в области энергетики Игорь Юшков
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Юшков: поставки нефти в Беларусь через Литву - просто информационная кампания
В Литву 9 августа прибыл новый груз сырой нефти из США для Беларуси - уже второй груз американской нефти в истории Клайпедского порта. Из Клайпеды нефть по железной дороге будет доставлена на новополоцкий НПЗ "Нафтан".

"Поставки американской нефти через Клайпеду – это элемент информационной кампании и рычаг давления на Россию – по крайней мере, Беларусь так считает. Она запугивает РФ, что наши компании потеряют белорусский рынок нефти, хотя на самом деле это не так", - сказал ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, комментируя ситуацию в интервью Sputnik Литва.

Беларуси не удалось добиться от Литвы 77 млн евро за слитую из "Дружбы" нефть

Он также отметил, что для российского бюджета выгодно, чтобы российские компании поставляли нефть не в Беларусь, а на другие направления, поскольку при поставках в соседнюю республику они не платят экспортную пошлину. Что касается "передела" рынка, то и здесь для российских компаний нет никаких рисков – когда РФ "вытесняют" с белорусского рынка, она перенаправляет нефть на другие страны, откуда ушли те, кто поставил дополнительные объемы сырья в Беларусь.

Литва зарабатывает на поставках нефти в Беларусь через Клайпедский порт именно потому, что это элемент информационной кампании, уверен эксперт.

"Если бы это была бы настоящее стратегия Беларуси по диверсификации источников поставки нефти – если бы они решили раз и навсегда или на несколько лет хотя бы, что точно будут, например, Новополоцкий НПЗ запитывать из других стран хотя бы частично, тогда Беларусь договорилась бы с Латвией о том, чтобы запустить простаивающий много лет нефтепровод из порта Вентспилс в реверсном режиме", - считает Юшков.

Он отметил, что такой вариант – экономически более оправдан, чем везти через Клайпеду железнодорожными цистернами до Беларуси – это самый дорогой способ.