РИГА, 7 авг — Sputnik. Отсчет времени до катастрофы в Бейруте начался шесть с лишним лет тому назад, когда зафрахтованное россиянином грузовое судно сделало внеплановую остановку в городском порту, пишет New York Times. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Разрушительный взрыв прогремел во вторник в районе морского порта Бейрута. По последним данным, при взрыве погибли 149 человек, около пяти тысяч получили ранения. В стране объявлен траур.
Взрывной волной уничтожены и повреждены десятки домов, автомобилей, во многих кварталах столицы были выбиты стекла. Бейрут признан районом бедствия, в городе на две недели введен режим чрезвычайного положения.
По данным местных властей, причиной взрыва стала детонация хранившихся на складе 2750 тонн конфискованной таможенными службами в 2014 году аммиачной селитры (нитрата аммония), которая используется для производства удобрений и взрывчатки.
История этого груза рисует мрачную картину, в которой судебные баталии, финансовые споры и, по всей видимости, беспрецедентная халатность создали предпосылки для катастрофы, принесшей страшные разрушения одному из самых уважаемых и популярных городов на Ближнем Востоке.
Моряки-заложники
Корабль "Росус", ходивший под флагом Молдавии, прибыл в Бейрут в ноябре 2013 года спустя два месяца после выхода из черноморского порта Батуми в Грузии. Судно было зафрахтовано российским бизнесменом Игорем Гречушкиным, проживающим на Кипре, а груз аммиачной селитры предназначался компании в Мозамбике.
Капитан Борис Прокошев (Россия) пришел на "Росус" в Турции после бунта, который прежний экипаж устроил из-за невыплаты зарплаты. Находившийся в то время на Кипре Гречушкин сказал ему по телефону, что у него недостаточно денег для прохода судна через Суэцкий канал, и отправил судно в Бейрут на заработки, договорившись о перевозке дополнительного груза тяжелой техники.
Однако, по словам капитана, погрузить технику на корабль, которому было более 30 лет, не удалось, так как она не разместилась на палубе. Затем ливанские власти объявили "Росус" непригодным к плаванию и конфисковали его, поскольку не была оплачена швартовка и прочие портовые услуги.
Владельцы судна попытались связаться с Гречушкиным, чтобы тот оплатил топливо, продовольствие и прочие предметы первой необходимости, но безуспешно. Шестеро членов экипажа вернулись домой, но ливанские власти оставили на борту корабля капитана и еще троих моряков с Украины вплоть до решения проблем с долгами.
Ливанские портовые власти пожалели голодных моряков и обеспечили их продовольствием. Отчаявшийся Прокошев продал часть судового топлива, а на вырученные деньги нанял адвокатов. В августе 2014 года ливанский судья пожалел моряков и приказ их отпустить, и внезапно объявившийся Гречушкин оплатил возвращение экипажа на родину.
Шесть лет на складе
После этого груз перешел под ответственность ливанских властей, которые переместили его на хранение на склад, известный под названием ангар № 12. Там аммиачная селитра находилась вплоть до момента взрыва во вторник.
Руководство таможни в период с 2014 по 2017 год как минимум шесть раз обращалось в ливанские суды с просьбой дать указания о том, как избавиться от аммиачной селитры. Таможня предлагала несколько возможных решений этой проблемы, в том числе передать нитрат аммония на нужды ливанской армии или продать его частной компании.
Для многих ливанцев эта история стала очередным признаком хронической бесхозяйственности правящего класса, который в этом году довел страну до тяжелого экономического кризиса.
Капитан Прокошев возлагает вину за взрыв на Гречушкина и на ливанские власти, которые сначала настояли на аресте судна, а затем на передаче селитры на склад вместо того, чтобы "вывезти ее на поля и запахать".
"Они бы могли получить очень хороший урожай вместо страшного взрыва", — сказал бывший капитан.