РИГА, 31 июл – Sputnik. Дмитрий Олейников. Методика расчета зарплат медиков, предложенная Минздравом, имеет определенные основания, но сроки проведения реформы затянуты, заявил омбудсмен Юрис Янсонс. "Не удовлетворяет то, что фактически первые выплаты начнутся в 2023 году, а вся реформа завершится к 2027 году… Семь лет – это слишком долго", - сказал он.
Янсонс напомнил, что в законе о здравоохранении содержится норма, которая обязывает министерство уже в 2020 году найти дополнительно 191 миллион евро для финансирования отрасли. В 2021 году дополнительное финансирование должно составить 321 миллион евро.
По факту невыполнения этих требований закона омбудсмен в начале июля обратился в Конституционный суд. Согласно принятому Сеймом закону, зарплаты работников медицинской отрасли должны были вырасти на 20% уже в этом году, а никак не к 2027-му.
Комиссия Сейма по социальным и трудовым делам, отвечая на письмо омбудсмена, признала, что парламент поступил антиконституционно, утвердив поправки к закону о повышении зарплат медикам, но не предусмотрев источники финансирования. Правительству было поручено немедленно решить этот вопрос. Очевидно, выступление представителей министерства здравоохранения, которые представили предстоящую "зарплатную реформу", следует расценивать как реакцию на судебный иск.
Напомним, согласно проекту Минздрава, зарплаты медработников должны расти постепенно до 2027 года. Так, у врачей, повышаясь ежегодно на 11,5%, к 2027 году, средняя зарплата должна составить 3833 евро. Планируется увеличение базовых зарплат у медсестер и обслуживающего персонала.
В адрес министерства и его планов повышения зарплат уже прозвучало несколько критических заявлений. Так, политолог Юргис Лиепниекс, комментируя в социальных сетях план реформы, написал: "Если я правильно понимаю – ни в этом году, ни в следующем, ни даже в 2022-м никакие зарплаты медиков реально подняты не будут? Разработают только разные правила (это, конечно, требует несколько лет)… Есть обещание, что зарплаты обязательно поднимут уже следующий Сейм и правительство. Прекрасная работа!"
А вот что заявил председатель Профсоюза работников здравоохранения и социального ухода Валдис Керис: "Все это надо расценивать как имитацию бурной деятельности, попытку завуалировать тот факт, что не выполняется предусмотренное законом уже сейчас".
Деятельность омбудсмена в отношении решений правительства становится все более активной. Так, в июле Конституционный суд признал обоснованным иск омбудсмена о том, что средний уровень дохода, установленный для нуждающихся в Латвии, не соответствует Сатверсме и должен быть пересмотрен. Ранее, Юрис Янсонс выиграл еще два дела против правительства: о не соответствующем Конституции размере гарантированного минимального дохода жителей страны и размере соцобеспечения для неработающих лиц с инвалидностью и пенсионеров.
Реагируя на действия омбудсмена, который "юридически насильственным" образом корректирует социальную программу правительства, коалиционные партии предпринимают ответные действия. Так, депутаты "Нового Единства" и "За Развитие!" уже предложили внести изменения в закон и ограничить полномочия омбудсмена двумя сроками (иными словами – заменить нынешнего омбудсмена, очевидно, на более послушного).