Вашингтон спешно назначил переговоры – в духе времени, по видеосвязи, отмечает автор радио Sputnik Артур Бобров. С одной стороны – представители американского правительства (Госдеп, Минфин, Минэнерго), с другой – 12 европейских компаний, которые участвуют в строительстве "Северного потока-2".
Сначала все шло чинно: американцы попросили рассказать, что еще нужно достроить, где еще нужно вложить. А затем вежливо стали… нет, уже не уговаривать, а рассказывать европейцам, что им за это будет, как и каким образом.
Пообещали немало. Полностью выкинуть с американского рынка, запретить въезд в страну, отключить банки от всех финансовых инструментов (до которых может дотянуться всемогущий Госдеп) – всего 12 разгневанных пунктов. Все по заветам недавнего визита большого друга и товарища Европы Майка Помпео, который заявил: "уходите сейчас или пеняйте на себя".
Европейцы, конечно, попенять любят, но в основном не на себя. С озабоченными лицами менеджеры выключили компьютеры и пошли шушукаться – видимо, считать возможные убытки. Убытки будут в любом случае – ибо компании всерьез вложились в проект (там суммы до миллиарда евро) и банально не хотят терять деньги. Особенно, когда финиш уже на горизонте. От комментариев отказываются – это же крупный бизнес, самое замороченное по этикету место, здесь все страшно, лучше вообще ничего не говорить.
Политики, конечно, куда словоохотливее, но тоже в шоке – они несколько не так представляли европейский суверенитет. Оказывается, что строить на своей территории для самих же себя, решает не Берлин и даже не Брюссель, а вежливые ребята на видеосвязи.
Издание Die Welt приводит слова руководителя Восточного комитета немецкой экономики Михаэля Хармса:
Немцев по доброй русской традиции хочется пожалеть. Только все время хочется спросить – а это что, только сейчас стало понятно? Только сейчас началось? Задайте себе вопрос: кто больше всего потерял от политических решений по России, инспирированных Вашингтоном? Неужели Вашингтон? Нет? А как так вышло, граждане суверенитетные? Вы же не острова какие-то, а почти центр мира. Что же вы суверенитетом за бананы торгуетесь, как банановая республика?