РИГА, 15 июл — Sputnik, Владислав Федотов. Вторым представителем Латвии, который завоевал олимпийское золото на Играх-80, стал яхтсмен Александр Музыченко.
Музыченко не является коренным латвийцем. Вырос он в Омске, и скорее его можно назвать настоящим сибиряком. Именно там он и увлекся парусным спортом (полноводный Иртыш позволял это сделать). В Ригу Александр попал, когда его призвали в армию, был зачислен в спортроту и на армейских соревнованиях очень успешно выступал в паре с Янисом Элнионисом. Позже класс "Темпест", в котором они стартовали, перестал быть олимпийским, партнер женился и утратил интерес к парусному спорту.
В сборной СССР, куда уже входил Музыченко, его решили попробовать в классе "Звездный" с двукратным олимпийским чемпионом Валентином Манкиным, который на 20 лет старше Александра. Дело пошло: если в 1977-м они остались вторыми на чемпионате Европы, то два следующих первенства выиграли. В Союзе у них конкурентов не было.
Перед Олимпиадой-80 Манкин и Музыченко долго тренировались в Балтийском море, в том числе в Риге и Таллине. Наконец, в эстонской столице прошло открытие Игр, там был свой парад участников, торжественная программа и зажжение олимпийского огня. Помимо Москвы только в Таллине вручались еще олимпийские медали, в общей сложности шесть комплектов наград в состязаниях яхт разных классов.
Соревнования заключались в преодолении определенного расстояния за наименьшее время. Всего было семь заездов. Олимпийские соревнования яхтсмены называют "тараканьими бегами". За особо пристальное внимание друг к другу. Соперники следят за каждым твоим движением, а побеждает тот, кто делает меньше ошибок.
Старт олимпийской регаты был дан 21 июля, и завершилась она для капитана Валентина Манкина и его шкотового Александра Музыченко вторым местом: в условиях практически полного штиля они совсем немного уступили австрийскому экипажу Хуберт Раудашль/Карл Ферстль. Две следующие гонки остались за советскими яхтсменами (в первый день шел проливной дождь), благодаря чему они укрепили лидерство в общем зачете.
Правда, в четвертый день соревнований, когда снова установилась солнечная погода и зрители нежились на трибунах, участники регаты опять мучились со слабым ветром: в этих условия Манкин и Музыченко выступили неэффективно, оставшись только пятыми, а отрыв от австрийцев вновь сократился до минимума. 25 и 26 июля участники парусной регаты получили выходные, 27-го Манкин и Музыченко вновь победили и на следующий день могли досрочно обеспечить себе золото. Однако в предпоследней гонке заняли только шестое место, и финал борьбы за олимпийский титул пришлось отложить на заключительный день.
Несмотря на тот факт, что в последней гонке советские яхтсмены финишировали только седьмыми (худший их результат в этой регате), австрийцы не воспользовались таким подарком, завершив гонку и вовсе девятыми. Так Музыченко стал олимпийским чемпионом, а Манкин достиг уникального рекорда, выиграв Олимпиаду в третий раз, и все победы им были одержаны в разных классах яхт ("Финн", "Темпест" и "Звездный").
Любопытная деталь: в классе "Финн" победу одержал финн Эско Рекхардт и сделал это не без помощи эстонца Ааре Кёэпа. Ааре отцепили тогда в последний момент из состава сборной СССР, а он устроил маленькую месть, как он потом говорил, отдав свои паруса Рекхардту. Заодно Ааре, прекрасно знавший Таллинский залив, помог Эско и профессиональными советами с погодой и течениями. Если бы в сборной СССР узнали тогда об этом, то Кёэпа не поздоровилось. Но в результате он заполучил ценный контакт, благодаря которому уже потом в независимой Эстонии наладил собственный бизнес.
Что касается Манкина и Музыченко, то их союз после Олимпиады-80 распался, поскольку цель была достигнута, да и опытнейший капитан спустя год решил поставить точку в карьере, перейдя на тренерскую работу. Александр продолжал плавать и стал выступать в паре с Андреем Балашовым. Они являлись главными претендентами на поездку в Лос-Анджелес-84, только вот все карты спутала политика. Музыченко продолжал оставаться одним из лидеров сборной, однако и Олимпиада в Сеуле-88 также прошла без него: в последний момент в пару к его новому напарнику Виктору Соловьеву присоединили Александра Зыбина...
Потом Союз распался, и известный яхтсмен попытался выступить за Латвию. Правда, недостаток средств в то время серьезно сказывался на подготовке, и олимпийской путевки завоевать не удалось. Одновременно Музыченко начал работать в Parех banka, сейчас у него две фермы в Латгалии, при этом сам до сих пор участвует в международных регатах уже в качестве любителя.