РИГА, 6 июл — Sputnik, Андрей Татарчук. В июле 1944 года ударные силы трех Прибалтийских фронтов начали освобождение Латвии от нацистских оккупантов. Первый поселок на родной земле, в который вступили гвардейцы 43-й дивизии 130-го Латышского стрелкового корпуса, находится в Краславском районе возле белорусской границы.
Sputnik посетил поселок Шкяуне вместе с Социалистической партией Латвии.
Воинские мемориалы Великой Отечественной войны в Латгалии есть почти в каждом населенном пункте. Во время традиционной поездки на Курган дружбы - мемориал партизанской славы на стыке границ Латвии, России и Беларуси — социалисты каждый год останавливаются у мемориалов в Лудзе, Зилупе и Шкяуне. Именно эти населенные пункты Латвии были первыми освобождены в ходе Режицко-Двинской наступательной операции 10—27 июля 1944 года силами 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерала Андрея Еременко.
Возвращение домой
Тихий приграничный поселок с населением 500 жителей, Шкяуне для красноармейцев 130-го Латышского стрелкового корпуса Детлава Браткална был уже Латвией.
"Воины целовали родную землю, это был долгожданный день. Ведь 130-й Латышский стрелковый корпус только в оборонительных боях под Москвой, под Наро-Фоминском потерял более половины личного состава.
Освободили Шкяуне молниеносно, помня, что принесла Латвии оккупация.
Национальные коллаборационисты убивали еще до 8 июля 1940 года, когда силы вермахта заняли всю латвийскую землю, чтобы порадовать хозяев табличками Juden frei - "Освобождено от евреев", - говорит социалист Антон Клинджанс.
Толерантности к врагу, включая легионеров двух дивизий Waffen SS Lettland, от солдат 130-го корпуса генерал-майор Браткалн не ждал — на войне как на войне. 16 июля 1944 года командование поставило задачу силами 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии, обходя труднопроходимые болотистые места и участки с минными заграждениями на границе Латвии и России, выбить противника из леса у деревни Прошки, овладеть Домоново и Ляндскорона и к утру 18 июля овладеть Шкуяне.
Командир 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии полковник Калнынь выделил передовой отряд в составе 1-го батальона 125-го гвардейского стрелкового полка, 3-го дивизиона 94-го гвардейского артиллерийского полка, взвод саперов 47-го отдельного гвардейского саперного батальона. 18 июля в два часа ночи передовой отряд переправился через реку Зилупе, через четыре часа наступления первая рота под командованием капитана Вейса овладела деревней Боркуйцы, а вторая рота под командованием капитана Пастернака, поддерживаемая огнем минометной и пулеметной рот, вышла на окраину Шкяуне, где по позициям вермахта начала работать артиллерия. Старшие сержанты Гусаров и Шкалист, ефрейторы Попов и Комиссаров, рядовой Шамов вошли в волостной центр первыми. К 12 часам дня с развернутыми боевыми знаменами впервые вступили на территорию Латвии остальные полки 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии.
Каждый год в первую субботу июля в этом поселке в Дагдском крае проходят мероприятия в память об освободителях. Политические партии и общественные организации, как социалисты Латвии и общество 9мая.lv, отдают дань памяти солдатам и партизанам, похороненным в Шкяуне, Лудзе, Зилупе и других местах Латгалии, освобожденных летом 1944 года.
Экс-депутат Европейского парламента, а ранее - председатель Горисполкома Риги Альфред Рубикс рассказал Sputnik, что события, происходившие в этом крае 74 года назад, являются очень важными для становления государственного строя, основанного на равноправии и справедливости для всего населения. Он назвал позором для демократии Европы и Латвии попытки найти признаки тождественности между коммунизм и нацизмом. Напомним, что доктрина "двойной оккупации" Латвии внесена даже в Конституцию Латвии, за отрицание ее, согласно статье 74 прим Уголовного закона, предусмотрено наказание до 5 лет тюрьмы.
О понятиях старой холодной войны
"Понятие "оккупация" как оценка событий сентября 1939 и июня 1940 года, когда на землю Латвии по договору с правительством и Карлисом Улманисом вступила Красная армия, живет в головах тех, кто не признает добровольного вступления Латвии в состав Советского Союза. Сегодня национально настроенные люди, как в годы холодной войны, часто говорят, что была "советская оккупация".
Мир, включая США, не признавал доктрину "сталинской оккупации", называя эти события инкорпорацией - добровольной со стороны Латвии, еще раз подчеркну.
Работая в европейском парламенте, я говорил депутатам – найдите хотя бы один международный документ, доказывающий, что Латвию оккупировали. А они говорят: "об этом говорил американский президент". Но вы знаете, это его частное мнение и личное право, при этом даже президент Джордж Буш во время визита в Ригу говорил об инкорпорации Латвии в СССР.
Наша республика была освобождена тогда от фашизма", - говорит Рубикс.
Легендарный последний коммунист Латвии, не отказавшийся от убеждений марксизма-ленинизма даже в тюрьме, Альфред Рубикс также назвал" "идеологическими спекуляциями и старой ложью" решение Верховного Совета СССР 1989 года, в котором концепция "оккупации" стран Балтии в соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова-Риббентропа получила поддержку de jure.
"Это было предательство горбачевского периода, я многих депутатов ВС от ЛССР знал лично, и они тянули пакт Риббентропа-Молотова везде, куда могли дотянуться. Фактически тогда в Советском Союзе произошел незаконный парламентский переворот, не соответствующий международным законам - последствия этого переворота до сих пор расшатывают общество. В 1989 году я выступал за демократический референдум, но предатели тогда победили", - рассказал Рубикс на мероприятии в Шкяуне.
Международная защита не защищает от ревизионизма
Председатель Социалистической партии Латвии Владимир Фролов подчеркивает, что, несмотря на попытки искажения истории Латвии, население положительно оценивает как освобождение республики от нацизма в 1944 году, так и период до 1991 года как время наиболее эффективного развития и индустриализации республики в составе СССР. Он также назвал невозможным демонтаж советских воинских мемориалов по польскому и украинскому сценариям.
"Объективно говоря, все разговоры националистов о планах демонтажа памятника на площади Победы в Риге не стоят ничего. Недаром МИД Латвии - первый против сноса воинских мемориалов. Согласно договору между независимой Латвией и Российской Федерацией, латвийское государство гарантирует сохранность и уход за советскими воинскими памятниками.
Если же Латвия откажется от своих договорных обязательств, Россия может отменить свои обязательства в отношении стран Балтии - это понимает и министр Эдгарс Ринкевичс, и самые горячие головы в НАТО, но конечно, провокации, фейки и политический популизм в этом вопросе обостряются к выборам", - резюмировал лидер социалистов Латвии Владимир Фролов.