В пятницу, 3 июля, наш президент Эгилс Левитс отчитался за неполные тринадцать месяцев (с 8 июня 2019 года) его деятельности на посту главы государства – самой высокой должности в государственном "табеле о рангах".
В этом нет ничего необычного. Такова традиционная мировая практика. И все бы прошло вполне незамеченным, если бы не ряд вопросов, которые невольно возникают к его стилю и манере управления делами латвийского государства.
Никто не спорит с тем, что в нашей парламентской республике властные полномочия президента невелики. Однако это совсем не означает, что их совсем нет. И некоторые его предшественники, в частности Вайра Вике-Фрейберга довольно часто ими пользовалась – и себе, и Латвии в конечном итоге во благо.
Нынешний же глава государства привычно штампует многие спорные законы, принимаемые политиками правящей коалиции, а затем высказывает сожаление об их "невысоком качестве".
Вот и сегодня в своем годовом отчете он отметил, что, "по его мнению, административно-территориальная реформа не была до конца проработана". Равно как и "первоначальный вариант реформы высшего образования не был до конца продуман и разработан".
Однако, какой толк в "сомнениях" президента в качестве работы парламентариев, если под подписанными им законами чернила давно высохли!
Недоволен господин президент и работой кабинета министров.
Что и говорить, здесь с ним солидарны многие латвийцы. Только вот критика деятельности правительства у главы государства носит почему-то отвлеченный характер.
Недостаточно она, по его мнению, концептуальна, и государственные институции не видят проблемы в общем, а только каждый свою отдельную "дорожку". Не соответствует их построение "требованиям 21-го века" - низкая эффективность в смысле "горизонтальных связей", что, по мнению господина Левитса, и является признаком "современного государства".
И вообще "на уровне кабинета министров нет никого, кто мог бы предложить концепцию или предложения для дискуссии".
Тут бы президенту и предложить свой вариант глубокого реформирования латвийского государственного устройства, которое пока соответствует только "требованиям 19-го или 20-го века". Однако ничего конкретного нам так и не удалось услышать.
В последнее время обоснованной критики заслужила и фактически закрытая от глаз общественности "кухня" подготовки и принятия президентом своих решений. К тому же накопились вопросы и к некоторым фактам его биографии, интерес к которой был в последние дни подогрет сообщением о новой книге Лато Лапсы под красноречивым названием "Самозванец".
Тут бы нашему президенту и дать исчерпывающие ответы на все возникающие у скандальных журналистов вопросы. И еще к тому же пошире раскрыть двери своей канцелярии, чтобы всему латвийскому народу лишний раз продемонстрировать свою открытость, близость к народу и компетентность.
Но нет, наоборот, руководящие работники его канцелярии попытались оказать неприкрытое давление на слишком независимых журналистов. А в конечном итоге только неуклюже подыграли громкой рекламе скандальной книги. И теперь даже те, кто и не думал снизойти до знакомства с фактами противоречивого президентского жизнеописания, заинтригованы и просто вынуждены будут приобрести эту книгу и досконально с ней ознакомиться.
Что-то неладное в последнее время происходит с нашими президентами. Не везет нам с ними. Видимо, практика избрания главы латвийского государства "ста умными головами" в Сейме ЛР окончательно исчерпала себя.
Пора менять нашу Сатверсме. Но не для того, чтобы, согласно замыслам президента, вернуть в нее скандальную 81-ю статью "о наделении правительства законодательными полномочиями". А для того, чтобы иметь право избирать главу своего государства на всеобщих выборах!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.