Politico: как COVID-19 нанес удар по скандинавской дружбе

В городе, расположенном по обе стороны шведско-финской границы, особенно заметны последствия закрытия границ между скандинавскими странами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 23 июн — Sputnik. Пандемия COVID-19 не только вынудила страны Северной Европы закрыть границы со Швецией, но и серьезно повлияла на долгосрочные отношения между странами, пишет Politico.

Граница между Швецией и Финляндией проходит по реке Турнеэльвен. На одном берегу реки расположен шведский город Хапаранда, на другом - финский город Торнио. Фактически это один город.

Латвийско-эстонская Валка-Валга: кому на границе жить хорошо

Когда Финляндия закрыла границу со Швецией, чтобы избежать распространения коронавируса, депутат шведского риксдага Ида Каркиайнен почувствовала, что возвращаются времена холодной войны. Годы интеграции между ее родным городом Хапаранда и финским Торнио были забыты, а вдоль границы, которую с двух сторон много лет старались стереть, поставили заборы.

"Как будто на городской площади поставили Берлинскую стену", - говорит Каркиайнен.

Ее чувства разделяют во всех приграничных регионах Швеции - Дания и Норвегия последовали примеру Финляндии и запретили шведам пересекать свои границы из опасения, что те принесут с собой COVID-19.

Теперь, три месяца спустя, этот шок превратился в неприятное подозрение, что скандинавской дружбе был нанесен смертельный удар.

На западе Швеции пустуют торговые центры, рассчитанные на норвежских туристов, в Стокгольме пустуют сувенирные лавки, рассчитанные на прибывших паромом из Финляндии туристов. Возможно, беспрепятственному перемещению по всей Скандинавии пришел конец.

До коронавируса два миллиона европейцев работали не в своей стране

Произошедшее может поставить под удар проект интеграции длиной в 66 лет. Внезапно в Скандинавии начали спрашивать себя, насколько разумно жить в одной стране и держать бизнес в другой, или создавать трансграничные инфраструктурные проекты. Еще недавно это были главные достижения скандинавской интеграции.

"Люди в публичном и частном секторе чувствуют себя преданными из-за решения о закрытии границ, - говорит Филипп Сандберг, мэр шведского горда Лунд, расположенного в получасе езды от соединяющего Швецию и Данию Эресуннского моста. - Трудно будет продолжать интеграцию, когда мы видели, что все может настолько сильно измениться за один день".

Во многих странах Европы пандемия вызвала дипломатический кризис, особенно в странах, в которых пытались остановить инфекцию различными методами и были различные уровни смертности. К примеру, в начале марта это привело к конфликту властей Нидерландов и Бельгии. Спорили и власти Англии и Шотландии.

Однако начиная с марта Швеция стала главным примером страны, которая пошла своим путем, а теперь никак не может наладить отношения с соседями. Ее спокойный подход к пандемии - школы, магазины и границы оставались открытыми - встревожил соседей, которые с тревогой наблюдали за тем, как уровень смертности от COVID-19 в Швеции становится самым высоким в Европе.

Вышли из доверия: скандалы с отмыванием денег потрясли Скандинавию

Теперь, когда основная угроза от COVID-19 миновала, власти оказались лицом к лицу с ущербом, нанесенным скандинавской дружбе.

"Меня волнует то, надолго ли останутся эти шрамы", - сказала министр иностранных дел Швеции Анн Линде в недавнем интервью.

На прошлой неделе премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг объявила о продлении запрета на въезд граждан Швеции. Она также признала, что эта политика плохо влияет на отношения с соседями.

Интеграция Северной Европы началась с 1954 года, когда был создан так называемый Северный паспортный союз, который позволил гражданам Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии свободно перемещаться по региону, а также жить и работать в любой из этих стран.

С тех пор власти скандинавских стран неуклонно работали над тем, чтобы избавиться от препятствий к интеграции. К примеру, норвежский электрик теперь может быть сертифицирован в Финляндии.  Когда Северная Европа обсуждала вступление в НАТО и ЕС, приверженность к интеграции оставалась неизбежной, и Паспортный союз стал важным символом, вокруг которого объединялась Скандинавия.

The Local: мифы о кризисе с беженцами в Швеции

Однако в 2015 году по Паспортному союзу был нанесен первый удар - в разгар миграционного кризиса Дания закрыла границу со Швецией. В 2019 году история повторилась - Дания снова закрыла границу из-за всплеска насильственных преступлений в Швеции. И наконец, в марте этого года граница была закрыта в третий раз, из-за пандемии, но в этот раз так же поступили Финляндия и Норвегия.

В июне, когда уровень смертности от COVID-19 снизился во всей Северной Европе, исключая Швецию, Норвегия, Финляндия и Дания начали смягчать пограничный контроль друг с другом - но не со Швецией.

Шведские бизнесмены, предприятия которых были основаны на трансграничной торговле, смотрели на это в тревоге. Оборот огромных торговых центров в Западной Швеции, рассчитанных на туристов из Норвегии, сократился на 90%. Стокгольмские лавочки, в которых раньше делали покупки пассажиры паромов, также подсчитывают убытки.

Согласно данным, полученным перед закрытием границ, дальнейшая интеграция региона, включающего в себя Копенгаген и юг Швеции, могла бы принести 400 млн евро дохода в год, рост налоговых платежей и количества рабочих мест. Однако после закрытия границ об этом остается только мечтать. Теперь местные власти опасаются рецессии и роста безработицы.