РИГА, 5 июн — Sputnik. Латвийское правительство должно решить, выделить ли Латвийской железной дороге (Latvijas dzelzceļš, LDz) 40 миллионов евро на поддержание рельсов, или же начинать их разбирать и сдавать на металлолом, пока это не сделали воры, пишет Neatkarīgā.
Как нарисовали прибыль
В первом квартале этого года по инфраструктуре Латвийской железной дороги перевезено 5,98 миллионов тонн грузов, то есть почти вдвое (на 48,7%) меньше, чем за тот же период 2019 года. В целом в 2019 году падение грузооборота составило 15,8% по сравнению с 2018 годом. В итоге в прошлом году концерн Latvijas dzelzceļš потерпел убытки в размере 9,3 миллиона евро, но на фоне общего оборота предприятия убытки еще не были столь катастрофичными, чтобы обращаться за господдержкой. Но в этом году падение грузооборота уже таково, что правительству надо выбирать: или ликвидировать LDz, или превращать компанию в бюджетное госучреждение.
Отчет Latvijas dzelzceļš содержит обманчивый пассаж о том, что несмотря на падение грузов прибыль якобы утроилась и достигла 9,4 миллиона евро. Потом выяснилос, что никакой такой прибыли у LDz нет, а есть только мартовские решения предприятий концерна передать материнской компании прибыль прошлых лет (нескольких лет, а не убыточного 2019-го). Так в результате одноразовых бухгалтерских манипуляций образовались 19,2 миллиона евро, которые покрыли убытки LDz. Простая арифметика показывает, что 9,4-19,2=(-9,8), то есть за три месяца этого года Латвийская железная дорога потеряла столько же, сколько за весь прошлый год. Реальные убытки еще больше, потому что в квартальном отчете не учитываются многие статьи расходов, которые предприятие покрывает в конце года.
Если умножить эти убытки на четыре, по числу кварталов в году, получится щадящий прогноз и об убытках, и о минимальной сумме, которая необходима на поддержание Латвийской железной дороги в этом году. Еще до окончания первого квартала, 17 марта LDz обратилось к правительству с просьбой выделить 40,8 миллиона евро, и реальные результаты первых трех месяцев года обоснованность этой цифры подтверждают.
Брюссель настаивает
В том, чтобы превратить Латвийскую железную дорогу в бюджетное учреждение, которое зависит от госфинансирования, а не собственных доходов, нет ничего необычного. Приравнивание обслуживания рельсов к поддержанию государственных дорог уже давно является политикой Евросоюза, и страны-члены приспосабливаются к ней разными способами.
Железнодорожные предприятия стран Балтии были последними к Европе, которые могли содержать себя сами благодаря своему географическому расположению и использованию широкой "русской колеи" 1520 мм. Теперь пандемия коронавируса подтолкнула к изменению этой ненормальной, с точки зрения Брюсселя, ситуации.
В рамках исполнения требований ЕС Латвия расширяет формально государственное предприятие, но по сути учреждение Pasažieru vilciens. А самое большое финансирование в Латвии получает авиакомпания airBaltic — насколько последовательно Еврокомиссия поручает Латвии выделить средства на железную дорогу, настолько же упрямо Латвия давала и дает деньги авиации. Когда разразилась пандемия коронавируса, airBaltic, Рижскому аэропорту и предприятию по управлению полетами Latvijas gaisa satiksme сразу были выделены в общей сложности 342 миллиона евро, а Латвийской железной дороге, которая запросила примерно в десять раз больше, достались только добрые слова. 6 мая Талис Линкайтс пообещал подготовить документы для увеличения основного капитала LDz. А теперь Минтранс ссылается на утвержденный кабмином 2 июня доклад министерства финансов о мероприятиях по преодолению коронавирусного кризиса и восстановлению экономики, "в котором предусмотрено финансирование и на мероприятия министерства сообщения, в том числе те, что касаются Latvijas dzelzceļš".
Этот документ был утвержден на закрытой части заседания правительства, но принятое решение и справочные материалы к нему доступны. Возможно, до железной дороги дойдет что-то из 283 миллионов евро из Фонда сплочения, которые были выделены министерству сообщения ранее и теперь могут быть использованы на цели, отличные от первоначальных.
Идет уже шестой месяц года, так что само предприятие по сути уже знает результаты не только за первый квартал, но и за первое полугодие.
"Без позитивных изменений", - коротко и ясно журналистам описала ситуацию представитель LDz Элла Петермане.
Их работа без грузов не нужна: Латвийская железная дорога уволила тысячу человек>>