Дайте денег или разбирайте рельсы: Латвийская железная дорога на грани краха

Железная дорога
Латвия продолжает упорно игнорировать призывы Еврокомиссии поддержать железную дорогу, но теперь убытки достигли таких масштабов, что Latvijas dzelzceļš придется либо ликвидировать, либо превращать в бюджетное учреждение
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 5 июн — Sputnik. Латвийское правительство должно решить, выделить ли Латвийской железной дороге (Latvijas dzelzceļš, LDz) 40 миллионов евро на поддержание рельсов, или же начинать их разбирать и сдавать на металлолом, пока это не сделали воры, пишет Neatkarīgā.

Как нарисовали прибыль

В первом квартале этого года по инфраструктуре Латвийской железной дороги перевезено 5,98 миллионов тонн грузов, то есть почти вдвое (на 48,7%) меньше, чем за тот же период 2019 года. В целом в 2019 году падение грузооборота составило 15,8% по сравнению с 2018 годом. В итоге в прошлом году концерн Latvijas dzelzceļš потерпел убытки в размере 9,3 миллиона евро, но на фоне общего оборота предприятия убытки еще не были столь катастрофичными, чтобы обращаться за господдержкой. Но в этом году падение грузооборота уже таково, что правительству надо выбирать: или ликвидировать LDz, или превращать компанию в бюджетное госучреждение.

Железнодорожный светофор
Их работа без грузов не нужна: Латвийская железная дорога уволила тысячу человек

Отчет Latvijas dzelzceļš содержит обманчивый пассаж о том, что несмотря на падение грузов прибыль якобы утроилась и достигла 9,4 миллиона евро. Потом выяснилос, что никакой такой прибыли у LDz нет, а есть только мартовские решения предприятий концерна передать материнской компании прибыль прошлых лет (нескольких лет, а не убыточного 2019-го). Так в результате одноразовых бухгалтерских манипуляций образовались 19,2 миллиона евро, которые покрыли убытки LDz. Простая арифметика показывает, что 9,4-19,2=(-9,8), то есть за три месяца этого года Латвийская железная дорога потеряла столько же, сколько за весь прошлый год. Реальные убытки еще больше, потому что в квартальном отчете не учитываются многие статьи расходов, которые предприятие покрывает в конце года.

Если умножить эти убытки на четыре, по числу кварталов в году, получится щадящий прогноз и об убытках, и о минимальной сумме, которая необходима на поддержание Латвийской железной дороги в этом году. Еще до окончания первого квартала, 17 марта LDz обратилось к правительству с просьбой выделить 40,8 миллиона евро, и реальные результаты первых трех месяцев года обоснованность этой цифры подтверждают.

Брюссель настаивает

В том, чтобы превратить Латвийскую железную дорогу в бюджетное учреждение, которое зависит от госфинансирования, а не собственных доходов, нет ничего необычного. Приравнивание обслуживания рельсов к поддержанию государственных дорог уже давно является политикой Евросоюза, и страны-члены приспосабливаются к ней разными способами.

Это отказ от транзита: лидер СЗК объяснил, почему нельзя останавливать электрификацию

Железнодорожные предприятия стран Балтии были последними к Европе, которые могли содержать себя сами благодаря своему географическому расположению и использованию широкой "русской колеи" 1520 мм. Теперь пандемия коронавируса подтолкнула к изменению этой ненормальной, с точки зрения Брюсселя, ситуации.

В рамках исполнения требований ЕС Латвия расширяет формально государственное предприятие, но по сути учреждение Pasažieru vilciens. А самое большое финансирование в Латвии получает авиакомпания airBaltic — насколько последовательно Еврокомиссия поручает Латвии выделить средства на железную дорогу, настолько же упрямо Латвия давала и дает деньги авиации. Когда разразилась пандемия коронавируса, airBaltic, Рижскому аэропорту и предприятию по управлению полетами Latvijas gaisa satiksme сразу были выделены в общей сложности 342 миллиона евро, а Латвийской железной дороге, которая запросила примерно в десять раз больше, достались только добрые слова. 6 мая Талис Линкайтс пообещал подготовить документы для увеличения основного капитала LDz. А теперь Минтранс ссылается на утвержденный кабмином 2 июня доклад министерства финансов о мероприятиях по преодолению коронавирусного кризиса и восстановлению экономики, "в котором предусмотрено финансирование и на мероприятия министерства сообщения, в том числе те, что касаются Latvijas dzelzceļš".

Возить пассажиров, которых нет: Латвия вбухает миллионы в железную дорогу

Этот документ был утвержден на закрытой части заседания правительства, но принятое решение и справочные материалы к нему доступны. Возможно, до железной дороги дойдет что-то из 283 миллионов евро из Фонда сплочения, которые были выделены министерству сообщения ранее и теперь могут быть использованы на цели, отличные от первоначальных.

Идет уже шестой месяц года, так что само предприятие по сути уже знает результаты не только за первый квартал, но и за первое полугодие.

"Без позитивных изменений", - коротко и ясно журналистам описала ситуацию представитель LDz Элла Петермане.

Их работа без грузов не нужна: Латвийская железная дорога уволила тысячу человек>>