РИГА, 21 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. О феномене удивительной акции "Стол для своих", которая из благотворительного проекта переросла в акцию народной солидарности, и о причинах народной поддержки мы уже писали. Но в стороне остались люди, которые тратят на благую цель не только деньги, но еще и собственное время и силы. Кто они и зачем они это делают в кризис, мы расскажем в этом материале.
Склад превращается в логистический центр
Первый пункт нашей поездки – один из центров логистики благотворительной акции "Стол для своих". По своему прямому назначению - это двор склада теннисной академии Анны Бариновой. У академии с теннисными кортами есть небольшое кафе. У кафе – склад, а рядом со складом двор.
Вот уже несколько недель с утра грузовики привозят сюда поддоны с подаренными предприятиями для акции продуктами, которые распределяются на дюжину частей. Потом, ближе к обеду, на склад приезжают курьеры от ресторанов, взявших на себя обязанность готовить для медиков обеды и развозить им порции прямо на работу. Они приезжают на легковых машинах, загружают продукты, периодически сами чем-то делятся с организаторами и уезжают, уступая место следующим.
От обычного маленького центра логистики отличие только в одном – здесь никто не зарабатывает. Все тратят время, силы деньги. И очень гордятся тем, что делают.
Здесь мы встречаемся с руководителем благотворительной акции Илзе Неймане-Нешпорa, которая подробно рассказывает нам об этом деле. Но главный на этом объекте Петерис Мичулис. В обычной жизни - он официант-администатор, а по выходным еще и логист для благотворительных акций Hospiss.lv. Теперь, когда из-за карантина паллиативных отделений все силы этой благотворительной организации брошены на проект "Стол для своих", он работает почти каждый день. Бесплатно.
"Каждый отдыхает по-своему, – филосовски шутит Петерис. – Не знаю я, зачем это делаю. Не для известности точно. Многие мои знакомые и не в курсе, как я провожу свободное время. В этой работе нет ничего сложного, но от нее мир становится немного лучше. По-моему, это гораздо лучше, чем сидеть дома и сходить с ума от дурных новостей, которые льются со всех сторон. А так, я занят хорошим делом. Вечером у меня приятная усталость и самое главное - ощущение, что день мой был прожит не зря. Что я потратил жизнь не только на себя".
Во дворе сложены пирамиды из ящиков. Разнообразие продуктов довольно велико. Для полного обеда недостаточно, но кое-то из этого приготовить можно...
"Что тут сегодня привезли? Молоко, кефир и сметану, и сырочки от tukuma piens. Овощи - это Maxima привезла, Balticovo - яйца и яичный порошок... И вот средством от дезинфекции поделились. А мы его на станции скорой передадим... Сырочки karums от food union, безлактозное молоко от Pure. Боржоми, кто нам привез боржоми? Цветы точно привезло Sia Linard. Сегодня медики еще и букеты получат", – рассказывает Петерис об ассортименте.
Периодически нашу беседу прерывают подъезжающие машины от ресторанов. Ресторан - звучит гордо и масштабно, но в основном это маленькие предприятия. Впрочем, каждое из них имеет разрешения от санитарной инспекции, и их продукцию можно отдавать медикам от лица фонда.
А вот, если частное лицо напекло пирожки, то эту провизию фонд передавать кому бы то ни было не имеет права. От частных лиц, увы, только деньги. Звонком или перечислением, но только деньги. https://hospiss.lv/wp/ Даже продукты можно принять только по накладной.
"Сейчас ресторанам полегче, сейчас предприятия могут пожертвованные нам продукты списать как хозяйственные расходы, – делится Илзе. – Пока этого не было, было сложнее. Из больших фирм у нас только один постоянный спонсор – строительный магазин DEPO. Они каждый день перечисляют деньги".
Большие сердца маленьких предприятий
Подъезжает очередная легковушка от ресторана, и Илзе ведет нас знакомить с водителем. Это миловидная женщина, которая смущаясь кивает нам.
Илзе рассказывает, что это самый креативный партнер благотворительной акции - ресторан отеля NB, точнее, его гендиректор Агнессе Силава-Лиепиня. Команда этого ресторана еду складывает в коробки, на которых рисуют мини-открытки и благодарности с пожеланиями медикам. По словам Илзе, когда в соцсетях публикуют фото с обедами от NB, популярность акции сразу вырастает. Людям нравится красота, заключает Илзе Неймане-Нешпора.
Когда Агнессе с Петерисом загружают продукты, из которых ресторану предстоит делать обеды для медиков, и разбираются с накладными, Агнессе едет к себе на базу, в отель, а мы едем следом. Вместе с нами едет еще один представитель Hospiss.lv - Илзе Зосуле.
"Среди ресторанов у нас крупного партнера нет. Все участники нашей благотворительной акции - маленькие ресторанчики. Казалось бы, кризис по ним ударил гораздо сильнее, чем по большим предприятиям, для них это вообще вопрос выживания, но почему-то они не скупятся на помощь. Первые две недели практически в одиночку акцию тянули. Сами готовили, сами развозили. Кто 15 порций предлагал, кто 50, кто сколько мог в общем. Теперь мы им и частично продуктами помогаем, и деньги платим. Правда, такие суммы, за какие они никогда не работали. Ресторанное меню с доставкой за 3,50 (2,89 + НДС) – такое для наших партнеров, новый опыт", - делится с нами Илзе во время поездки.
Мертвая тишина пандемии
В гостинице, куда мы приезжаем, мертвый сезон. То есть по календарю туристов должно было быть уже много, но при закрытых границах их просто нет. В гостинице из 72 номеров заняты только 5, и то местными, живущими с большими скидками. Сотрудников в отеле аж восемь человек. Трое в отеле работают, чтобы гости совсем уж без присмотра не оказались, еще пятеро пришли на кухню ресторана "поволонтерить" для медиков.
Сейчас, когда акция "Стол для своих" набрала обороты, ресторан из собранных средств, даже получает небольшие деньги. Этого хватает для покупки недостающих для блюд продуктов, (ведь организаторы делятся чем могут, а не всем необходимым для обеда). Транспортные издержки – за свой счет. Работа всех, кто задействован в благотворительном проекте, бесплатна. Работа в гостинице оплачивается, но чтобы все получили немножко, смены крошечные, на пару часов в неделю.
Агнессе рассказала, что работники рады выйти на работу даже бесплатно, так надоело дома сидеть. Особенно просятся на работу женщины с детьми. Чтобы вырваться из этого удаленного обучения хоть на пару часов. И большинство волонтеров гордятся своим местом работы. Добрые дела многим дают силы жить.
В прошлом году у ресторана уже как месяц были выставлены террасы, за которыми сидели и гости, и местные. В этом году все происходит с большой задержкой.
На кухне уже почти все закончено. Повара раскладывают по одноразовым ланчбоксам последние отбивные. Когда все закончено и ланчбоксы уложены в коробки, сотрудница ресторана рисует сердечки и пожелания медикам приятного аппетита. Сегодня ресторан NB готовит для станции скорой помощи Рижского района. Она находится на улице Гребенщикова.
"Я до коронавируса и не знала, что в Риге так много станций скорой помощи, - смеется Агнессе. – Да и врачей столько за всю жизнь не видела. Рада конечно, что мы можем их покормить. Вот только, конечно, если клиенты в ресторан не пойдут, даже и не знаю, насколько нас хватит. Самые пессимистичные прогнозы говорят, что карантинные меры могут затянуться на два года. Столько мы точно не выдержим. Закроем отель тогда на время, и я в деревню поеду, картошку сажать", - шутит Агнессе.
Когда мы приезжаем на место, то за обедами выходят два улыбающихся фельдшера. Они с удовольствием фотографируются с коробками и отвечают на вопросы. Они в очереди на вызов, и пока у них есть время и для обедов и для разговоров. Я спрашиваю, действительно ли медики, приходя домой, на всякий случай запираются в отдельных комнатах, чтоб не позаражать родных?
"Некоторые коллеги так делают, но не все, – пожимает плечами фельдшер Виктор Лисов. – У кого-то комнат в квартире нет столько, чтоб изолироваться, а и у меня, к примеру, невеста, с которой мы вместе живем. Она вместе со мной на той же станции "скорой" работает. Если заразимся, то вместе. А вот с родителями мы действительно пока только по телефону общаемся".
Мы желаем медикам скорой помощи приятного аппетита и крепкого здоровья. И разъезжаемся по домам. А пока я еду, делаю платный звонок 90067001, деньги от которого пойдут на обед медикам. Хорошая акция, полезная. Когда дозваниваюсь говорю: "Спасибо!"