Депутат Сейма на прошлой работе мог сливать сведения спецслужб российскому банкиру

Какие сведения спецслужб российский миллионер Григорий Гусельников мог получать от нынешнего депутата Сейма Юриса Юрашса и почему Юрашс считает, что ничего не нарушил
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 20 мая — Sputnik. Владелец банка PNB Григорий Гусельников мог получать от бывшего сотрудника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB), нынешнего депутата Сейма от НКП Юриса Юрашса информацию спецслужб, следует из подготовленного Юрашсом отчета, с содержанием которого ознакомилась программа LTV De facto.

Norvik нанял Юрашса

Банк PNB (прежнее название — Norvik) в прошлом году закрыл Европейский центральный банк из-за недостаточности капитала. Владелец банка Гусельников считает, что виной всему требования банковского регулятора — Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК).

БЗК и компания: дело Спаранса вышло на политический уровень

Ранее российский миллионер обвинил президента Банка Латвии Илмарса Римшевичса в вымогательстве — по этому поводу Гусельников подал иск против Латвии в Международный арбитражный суд. Незадолго до подачи иска, в конце 2017 года, PNB нанял предприятие Immunitas, принадлежащее Юрису Юрашсу, для оказания юридических услуг.

В распоряжении журналистов LTV оказался отчет Юрашса о проделанной работе. Его задачей было добиться начала расследования возможных преступлений сотрудника Банка Латвии и КРФК, администратора неплатежеспособности Мариса Спрудса.

Подтолкнул расследование

Юрашс написал, что по крайней мере дважды встречался с сотрудником спецслужбы или нескольких спецслужб и получал информацию о ситуации вокруг банка PNB. Учитывая напряженные отношения Юрашса со Службой госбезопасности, вероятнее всего, информатор Юрашса представлял другую спецслужбу — Бюро по защите Сатверсме (БЗС, БЗК).

Сам Юрашс не раскрывает, с кем встречался в 2017 году и не был ли это бывший работник БЗК Айгарс Спаранс, недавно задержанный по делу о взяточничестве (его защищает адвокатское бюро жены Юрашса Аллы Юраши Berezins un Juraša, которое также много лет обслуживало банк PNB).

"Я бы, конечно, ответил, но это недопустимо, по крайней мере, с моей стороны", - заявил Юрашс, добавив, что не может раскрывать деталей.

Однако он подтвердил, что в рамках выполнения договора у него были переговоры с Госполицией, KNAB и сотрудниками спецслужб. Юрашс проинформировал сотрудников этих спецслужб о возможных преступлениях и "помог организовать одно или два мероприятия", чтобы поспособствовать проведению расследования.

В обоих направлениях

Имена работников Банка Латвии и КРФК, о противоправных действиях которых Юрашс сообщил, в отчете не упоминаются, но, судя по более ранним высказываниям владельца банка Гусельникова, можно допустить, что речь, вероятнее всего, идет об Илмарсе Римшевичсе и главе КРФК Петерисе Путниньше.

Всего через несколько недель после этого, в конце 2017 года PNB подал иск против Латвии в арбитражный суд в Вашингтоне, в котором утверждается, что Римшевичс вымогал у Гусельникова взятки. Возможно, Гусельников и банк хотели использовать возможности Юрашса, чтобы еще до подачи иска на государство началось хоть какое-то уголовное расследование против Банка Латвии и КРФК, предполагает LTV.

Гусельников рассказал о привете от Римшевичса и новых способах отмывания денег в Латвии

Юрашс отказался назвать имена должностных лиц, но раскрыл, что фактически передавал информацию не только госучреждениям, но и в обратном направлении — банку.

"Вся та информация, которая в тот момент была актуальной и доступной, передавалась представителям банка, которые потом решали, как эту информацию использовать и как действовать дальше", - заявил Юрашс.

В основном спецслужбы работают с секретной информацией, которую нельзя разглашать направо-налево. Юрашс утверждает, что закон не нарушал, ни работая в KNAB, ни позднее. Сейчас Юрашса, который, кстати, возглавляет Юридическую комиссию Сейма, судят как раз за разглашение гостайны во время работы в KNAB, но политик считает, что дело сфабриковано.

Выбивали ложные показания?

Согласно отчету Юрашса, осенью 2017 года по заказу банка PNB он встречался с неназванным сотрудникам правоохранительных органов по поводу подготовки заявления в Управление по борьбе с экономическими преступлениями о вымогательстве, которое якобы совершил администратор неплатежеспособности Марис Спрудс (сейчас он находится за решеткой по уголовному делу другого банка - Trasta komercbanka).

Гусельникову не дали продать акции PNB: в деле о закрытии банка новая версия

В письменном ответе Юрашса говорится, что в свое время Гусельников предупреждал его, что не надо мешать его интересам, и указывал, что взял на работу Аллу Юрашу.

"Люди, напрямую связанные с семьей Юрашса, безуспешно пытались получить от меня ложные показания против Илмарса Римшевичса, которые были бы использованы в начатом семьей Гусельникова процессе против Латвии с возмещением ущерба в сотни миллионов евро", - заявил Спрудс.

Юрашс эти высказывания не прокомментировал, но дал понять, что они ложны. Но свою версию он не раскрыл, поскольку не может это сделать без согласия заказчика.

Сам акционер PNB Григорий Гусельников два месяца назад заявлял журналистам LTV, что ему ничего не известно о договоре банка с фирмой Юрашса Immunitas. Однако в своем отчете Юрашс написал, что встречался с Гусельниковым по меньшей мере три раза, один из них — в Лондоне. Это позволяет допустить, что Юрашс обслуживал именно Гусельникова.

Администратор неплатежеспособности PNB Виго Крастиньш заявил, что за примерно два месяца работы банк заплатил Immunitas примерно восемь тысяч евро, включая НДС. С тех пор других заказов фирме Юрашса не было.

Крастиньш подтвердил, что в банке не было обнаружено никакой секретной информации, которая могла бы исходить от спецслужб.

Он считает, что услуги Юрашса были в интересах банка, хотя и признает, что их ощутимых последствий на тот момент не было.

Впоследствии по крайней мере один уголовный процесс на основе показаний Гусельникова о вымогательстве был начат. В прошлом году материалы расследования из Госполиции был переданы в KNAB.