Зайцева: зачем Латвии Rail Baltica, если пассажироперевозки "умерли" на два года

Первая и главная экономия для Латвии в условиях кризиса из-за COVID-19 - это "священная корова" под названием Rail Balticа, считает экономист Евгения Зайцева
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 5 мая — Sputnik. Латвия в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, должна пересмотреть расходы на крупные проекты, в частности на железнодорожную магистраль Rail Baltica, считает экономист Евгения Зайцева в эфире радио Baltkom.

"Проект состоит из двух частей, и нам навязывают Rail Balticа как священную корову. Перевозка пассажиров из рижского аэропорта на магистраль Rail Balticа. С этой целью хотят разрушить центр города, потратить энное количество десятков миллионов евро. И сегодня главное проектирование идет для того, чтобы построить эту ненужную магистраль для мистических пассажирских перевозок", - сказала Зайцева.

Она подчеркнула, что международные пассажирские перевозки – это отрасль, которая "умерла" на ближайшие два года.

Зайцева отметила, что в соседней Эстонии проект ставят под сомнение.

Чубаров: стройка дорогой и бесполезной Rail Baltica добьет страны Балтии
"Так стоит ли нам сегодня тратить миллионы и десятки тысяч в месяц на содержание двух контор, которые изображают деятельность по проектированию Rail Balticа – пассажирские перевозки из аэропорта на вокзал, который собираются снести, Центральный рынок собираются снести, автовокзал собираются снести, и на этом месте построить терминал пассажирских перевозок. И при этом уже тратятся деньги на то, чтобы откупить частные земельные участки”, – сказала экономист.

Что заявляли в Эстонии

Напомним, накануне председатель эстонской партии EKRE, министр внутренних дел Март Хельме заявил, что строительство Rail Baltica в действительности стоит на месте. Вице-председатель EKRE, министр финансов Мартин Хельме добавил, что за деньги, выделенные на проект железнодорожной магистрали, уже много сделано, но самой дороги нет.

"Были сделаны вещи, которые экономически нам выгодны так или иначе. Куда ушли потраченные до сих пор деньги Rail Baltica? На виадуки и трамвайные линии в Таллине. Я считаю, что продленная до аэропорта трамвайная линия - это хорошо. Это сделано за деньги, выделенные на Rail Baltica. Железной дороги Rail Baltic у нас нет, ее даже не начали строить. Мы все-таки стараемся потратить деньги на то, что принесет нам пользу, а не на реальное строительство железной дороги", - сказал Мартин Хельме.

После этого министра экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас и премьер Юри Ратас поспешили дезавуировать заявления отца и сына Хельме.

Хельме: Эстония строит только полезные части проекта Rail Baltica, а не саму дорогу
Аас заявил, что в настоящий момент нет никаких признаков "остановки поезда" Rail Baltica: скорее, он набирает обороты, подходит к концу этап проектирования, следующей остановкой которого станет полномасштабное строительство. Паралич проекта приведет к искам о возмещении убытков со стороны Евросоюза и его южных соседей и договорным штрафам за досрочное расторжение действующих подрядных договоров, добавил Аас.

В свою очередь Ратас заявил, что члены правительства должны работать и прилагать усилия для завершения проекта Rail Baltica, а не ставить под сомнение совместно согласованные обязательства.

"Неважно, какого цвета кошка, если она ловит мышей. Правительство под моим руководством и все причастные к нему министры работают над завершением Rail Balticа, что было четко согласовано во время формирования коалиции", - написал Ратас в Facebook.

Глава правительства подчеркнул, что финансирование и завершение Rail Baltica отвечают интересам Эстонии. "Если министр финансов отстаивает эти позиции Эстонии на переговорах о будущем долгосрочном бюджете Европейского Союза, то его личные разногласия по некоторым отдельным вопросам не имеют значения".

"Я считаю важным, чтобы эти члены правительства выполняли реальную работу и прилагали усилия для достижения целей, о которых мы договорились. Вместо того, чтобы переливать из пустого в порожнее, сражаться с мельницами и ставить под сомнение совместно согласованные обязанности. Таким образом, они только задают ненужную дополнительную работу всем своим коллегам и многим преданным делу людям, которые каждый день работают над выполнением коалиционного соглашения и в интересах Эстонии», - заключил Ратас.

Железная дорога стандартной европейской колеи Rail Baltica должна пройти по территории стран Балтии от Таллина до Варшавы. Протяженность магистрали в Латвии и Эстонии составит примерно по 300 километров, в Литве - 360. По прогнозу 2017 года, Rail Baltica должна принести прибыль в размере 16 миллиардов евро при вложениях в 5,8 миллиарда. Согласно последней оценке, реализация проекта приведет к убыткам в размере не менее четырех миллиардов евро.