РИГА, 10 апр — Sputnik. В Латвии чрезвычайную ситуацию, введенную, чтобы остановить распространение пандемии короанвируса, продлили до 12 мая. Перенесена дата досрочных выборов в Рижскую думу, а также отменены мероприятия, посвященные Дню Победы 9 мая. Как это отразиться на дальнейшей судьбе русского сообщества в Латвии? Сказалась ли близость праздничной даты на решении латышских властей о продлении ЧС?
Эти и другие вопросы обсуждают публицист и правозащитник Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия.
Не дать русским собраться
"Отмена праздника 9 Мая в Латвии - это очень прискорбно. И я думаю, принимая решение о продлении ЧС, власти имели в виду и этот пункт, чтобы не дать русским собраться. Но я также думаю, что надо трезво оценивать ситуацию, и это решение продиктовано в том числе разумными обоснованиями карантинного характера", - заметил Линдерман.
Он считает, что теперь организаторам празднования 9 Мая и акции "Бессмертный полк" нужно подумать, каким образом отметить День Победы, но при этом не нарушать карантин.
Переносить праздник на другую дату, по мнению Линдермана, в Латвии опасно. Он отмечает, что смена дат в этой стране чревата тем, что все может развалиться, поскольку все держится на повторяющемся механизме - люди знают, к какой дате готовиться, и приходят на праздник. Эксперименты здесь будут лишними, считает публицист.
Тем не менее до 9 Мая еще целый месяц, и пока проблема распространения коронавируса затмевает все друге темы. Тут помимо уже существующих вызовов НАТО пытается подлить масла в огонь.
Эпидемия - не помеха холодной войне
Совсем недавно Янис Сартс - директор Центра стратегической коммуникации НАТО в Риге (StratCom) заявил, что Россия и Китай наиболее активно распространяют дезинформацию о COVID-19.
"Сам факт эпидемии не отменил того, что на дворе у нас холодная война, и кто-то по-прежнему пытается получить политическую прибыль на этом деле. Самый яркий момент, который обошел много мировых желтых СМИ, это публикация в итальянской газете La Stampa, где некий анонимный якобы высокопоставленный офицер говорит, что помощь России в Италии бесполезна. Причем никаких доказательство он не приводит", - напомнил Линдерман.
Но он отмечает, что этот злобный фейк не значит абсолютно ничего. Из его личных источников в Италии ему известно, что итальянцы очень благодарны России. Есть фото, где российские флаги, даже советские, висят в итальянских деревнях. Всем русским людям жители Италии крайне благодарны за помощь.
Так что этот фейк в газете - просто инерционная пропаганда, рассчитанная на то, чтобы уколоть, но сейчас не то время, когда массы воспримут такой вброс. Те, кто находятся в подобных итальянцам условиях, не воспримут и подавно.
За снос памятников придется ответить
Тем временем президент России Владимир Путин 7 апреля подписал федеральный закон о внесении изменений в Уголовный кодекс, позволяющих привлекать к уголовной ответственности за уничтожение или повреждение мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших при защите страны.
Линдерман отмечает, что этот законопроект в Минобороны России был разработан довольно давно и вот наконец добрался до президента. И этот закон действительно способен повлиять на ситуацию в Латвии, более того, проблемы сноса памятника Освободителям Риги он касается напрямую.
В отличие от российско-латвийского соглашения ельцинского периода о защите мемориальных сооружений, которое по большому счету касается только воинских захоронений, это совсем другое дело, считает Линдерман.
В новом законе все очень четко расписано. Там упоминаются не только сами захоронения, но и то, что вокруг находится, общие стелы, памятники, более того, сооружения, символизирующие Победу в Великой Отечественной войне, которые могут быть не связаны с местами захоронения, мемориалы героев и полководцев.
В конце концов там четко указано, что речь идет не только о мемориалах, которые находятся в России, но и о тех, что за ее пределами. В законе прописано также, что он защищает и те сооружения, которые посвящены людям, отдавшим свою жизнь за Отечество или и в интересах Отечества, что тоже очень важно.
Наказание за уничтожение или порчу сооружения - до трех лет лишения свободы, если на осквернение памятника решился один человек, и до пяти лет лишения свободы, если это какая-то акция, организованная группой лиц.
Как накажут Латвию?
Казалось бы, Латвию это снова не затронет, ведь не будут власти выдавать на суд своих же депутатов, но история с латвийской гражданкой Кристине Мисане, которая более года провела в тюрьме в Дании из-за запроса ЮАР, служит ярким примером того, что ожидает в других странах тех, кто решится посягнуть на советские памятники.
"Если человек не является на допрос, его объявляют в международный розыск. Везде - в Чехиях, Венгриях, Швециях и не только в Европе - будет лежать ордер, который обязывает этого человека задержать. Полицейские, как правило, это всегда выполняют. И человека задерживают и помещают в тюрьму. А дальше начинается бюрократическая переписка, в которой участвуют три страны - Латвия, Россия и та гипотетическая страна задержания. Конечно, 90%, что страна задержания латвийского депутата не выдаст, но посидеть несколько месяцев, пускай даже в швейцарской тюрьме, ему точно не помешает", - поясняет Линдерман.
Таким образом, по его мнению, люди поймут, что нельзя безнаказанно посягать на такое наследие, как военные памятники.
Есть еще один момент, в Минобороны РФ был разработан закон, который позволяет применить персональные санкции против людей, замешанных в вандализме по отношению к советским и российским военным мемориалам. Закон еще принят не был, но он уже существует. Там запреты на въезд в Россию, арест имущества, запрет на ведение бизнеса и тому подобное.
И Линдерман отмечает, что под этот закон уже могут попасть все те 10 тысяч человек, которые на портале Manabalss некогда подписали петицию о взрыве памятника Освободителям Риги. Потому что по этой статье карается сам призыв к вандализму. Пускай даже из этих 10 тысяч в Россию ездят всего 50 человек, но и их это коснется.
И также это коснется тех парламентариев, которые примут закон, отвечающий требованиям петиции.
"Я считаю, что это движение, хотя и медленное, и могло бы быть более жестким, но направление выбрано правильное. И для русских Латвии это реальная поддержка", - подытожил публицист.