Обзор латышских СМИ

Латвия останется "в кругу интересов" России: о чем писали латышские СМИ

Настоящая угроза безопасности Латвии — не близость к России, а действия ее политиков. Как живет село во время эпидемии? Подозрительно... Почему вам не присвоили пособие за простой? Возможно, в СГД не понимают законов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Редко, но иногда кто-то из латвийских журналистов скажет что-нибудь такое, что позволяет восхититься его смелостью. Насколько это идет вразрез с официальной идеологией. На страницах Neatkariga Rita Avize публицист Викторс Авотиньш анализирует отчет Службы госбезопасности (СГБ) об угрозах безопасности стране в 2019 году.

Правда, Авотиньш оговаривается, что совсем не хочет возражать СГБ. Просто желает высказать некоторые свои мысли в связи с парочкой тезисов упомянутого доклада.

Угроза внутри

По мнению Авотиньша, виной тому, что отношения между Латвией и соседними государствами сложнее, чем они могли бы быть, - слабость самой государственной власти Латвии, ее неспособность за все годы после восстановления независимости как следует осознать свое геополитическое расположение и ситуацию.

"Угроза" безопасности Латвии: зачем поднимать экономику, если можно "бояться" Россию

Она не смогла освободиться от комплексов, а также от подчинения внешним стереотипам и недостатка собственной достойной позиции, как в отношении Европы, так и России. И разве не является очевидным тот факт, что само расположение Латвии определяет то, что страна продолжает находиться в круге интересов России.

Латвия является пограничным государством НАТО и ЕС, продолжает автор. Так почему этот, в его понимании огромный потенциал, мы используем в основном на уровне послушного исполнения плакатов и всяческих инструкций?

Да, в Латвии есть элементы отдельных структур НАТО и ЕС, но считать это обстоятельство превосходным и эффективным Авотиньш не берется, если действительно думать о реальных гарантиях нашей фактической безопасности, случись какой-то серьезный кризис и конфликт.

Журналист снова повторяет, что ему и в ум не придет в какой-то мере полемизировать с СГД на тему того, как она занимается контрразведкой и борется со шпионами. Но интерес зарубежных спецслужб к Латвии, если он есть, основывается на открытых и доступных фактах.

Их интересует присутствие стран НАТО на территории нашего государства, политика национальной безопасности и обороны государства, актуальные законодательные инициативы в этой сфере. И также "слабости и зависимости должностных лиц государства и самоуправлений, их вовлеченность в противоправные действия, а также иная дискредитирующая информация, которую можно использовать для вербовки".

Но незамеченной остается угроза для государства совсем иного рода. Как бы странно это не показалось, но Авотиньш угрозой национальной безопасности считает доступ политических партий к государственному финансированию (к нашим общим деньгам).

"Так как я здесь очень во многих ситуациях не усматриваю ясное и реальное подтверждение политическими силами того, что эти государственные (наши) деньги действительно пойдут на благо страны. Я в любом случае хочу видеть конкретное обоснование для каждой политической партии", – Пишет Авотиньш.

Чужие здесь не ходят

Илмарс Рандерс в Latvijas Avize размышляет о том, как живет в условиях Чрезвычайной ситуации латвийская глубинка.

Трагедия на границе: латыши сидят без врачей в Валге, эстонцы - без дешевой водки в Валке

На селе, дистанцировавшись от источников беспокойства и паники и оперативным и часто противоречивым новостям, жизнь спокойно и неотвратимо совершает свой круг и в условиях чрезвычайной ситуации. Разве это первый раз, когда вся жизнь перевернулась с ног на голову?!

Закрытие в городах мест развлечений и "не существенных магазинов" и раньше не слишком влияло на жизнь селян.

Единственно, что в этот кризис селянин более отчетливо раздумывает: как хорошо, что я не живу в Милане, Шанхае, Нью-Йорке и даже не в Риге! Если иногда кажется, что Господь отвернулся от латвийской глубинки, то сейчас он исправился – на селе безопасней! Пока.

Селяне и сами понимают, насколько хрупка их безопасность в борьбе с невидимой инфекцией. Это очень трудно объяснить рационально, но в решающие моменты среди людей всегда пробуждается некая общая память и мудрость, которые помогают пережить все ужасы.

Как-то пришлось беседовать с одним сельским доктором и она авторитетно заключила: деревенские понимают, что с ними сейчас точно так же, как с медицинским персоналом в Латвии, который неизбежно стареет и большая часть которого находятся как раз в группе риска – 60 лет и больше.

В небольшом поселке стоит только одному заболеть, и лучше даже не думать, что от жителей этого места останется после пандемии.

В свете массовых призывов к самоизоляции инстинкт самосохранения в людях уже включился, и лучше всего это можно видеть как раз на селе.

Проезжающим мимо и любым чужакам на селе сейчас надо считаться с тем, что на них обязательно смотрят, как на потенциальный источник инфекции. Не стоит обижаться, что даже у знакомых, пока как бы в шутку спрашивают - из Риги, с инфекцией?

Именно на селе живет очень много шоферов-дальнобойщиков, которые теперь в рейсах за границей. Хотя они и зарабатывают для семьи, очень многих жены уже предупредили: дома их сейчас совсем не ждут!

И это уже больше не шутки. Любой чужой и или вернувшийся из-за границы теперь под прицелом многих глаз, прячется ли он днем в том "ливанском" домике на холме, или там, внизу, у круглого пруда.

Хуторяне сейчас узнали, что горожане их традиционный образ жизни называют "самоизоляцией".

Говорят, что в домах для стариков в провинции установили более строгие меры безопасности, чем во времена "свиной чумы". И в этом сравнении нет ничего обидного – все помнят, какими драконовскими те были и чем заканчивалось, если инфекция все же преодолевала установленные человеком барьеры.

Тракторная Атмода началась: "власть - народу, а не сотне людей в Риге"

Самоуправление и доктораты по возможности стараются обслужить жителей отдаленно. Даже школы закрыты, и у бабушек теперь новая веха в образовании — вмести с внучками учиться по проводам, пока родители работают в ближайших "центрах развития" или выдерживают 14 дней карантина в какой-нибудь баньке.

Но аптеки и магазины работают, возможно, даже с большим оборотом, чем до введения ЧС в стране. Продавцы защищаются творчески — у кого-то защитные стекла сохранились еще с "русских времен", кто-то смастерил его из прозрачной пищевой пленки, в то время, как спецы оборудуют супермаркеты в больших городах.

И на селе теперь только и остается, что тешить себя мыслью, что все это когда-нибудь закончится и вернется в прежнее русло. Или даже совсем наоборот. Вчера в Гарозе Озолниекского края у магазина и здания самоуправления начали мостить новую дорожку! Смело и символично!

В СГД не умеют читать законы?

"Я уже много лет представляю интересы своих клиентов в Службе госдоходов (СГД), и часто сталкиваюсь с противоправными решениями этой службы, которые затем нередко отменяет суд. - Пишет присяжный адвокат Лаурис Клагишс в pietiek.com. - Я надеялся, что хотя бы во время эпидемии Covid 19 СГД будет особо тщательно относится к каждому делу налогоплательщика, но, к сожалению, они в очередной раз меня шокировали". https://www.pietiek.com/raksti/ka_vid_turpina_cakaret_uznemumus_pat_covid_19_laika

Его клиент обратился к налоговикам с заявлением, чтобы обеспечить своим работникам пособие по простою. СГД рассмотрело дело и отказало в выплате пособия по простою тем работникам, которые являются также работниками другого предприятия.

В качестве основания для своего решения СГД привел подпункт 12.8. постановления кабинета министров Nr.165 от 26 марта 2020 года. В этом подпункте говорится, что СГД не присуждает пособие по простою руководителям предприятия и членам совета предприятия.

"Мы держались до последнего": все сотрудники рижской гостиницы Hotel Roma уволены

"Я еще могу понять, когда обычный человек не в силах прочитать, осознать и применить то, о чем говорится в законе, но если руководитель Отдела контроля за предпринимателями Управления контроля за налогами СГД не может прочесть написанное в законе (из которого ясно, что пособие не предоставляется только руководителям и членам правления предприятия, попавшего в кризисную ситуацию, но это не касается работников этого работодателя, которые являются членами правления другой компании)". - Возмущается адвокат.

В конце концов пособие по простою – это не пособие по безработице, и во время простоя не важен статус работника на другом предприятии, важно только то, что пособие по простою – это инструмент для предприятия, которое во время простоя не может выплатить своим работникам зарплату, чтобы не потерять работников, и таким образом сохранить шанс рано или поздно возобновить свою работу.

Что теперь делать работодателю и работникам? Конечно, классический путь – опротестовать решение сначала у генерального директора СГД, а затем в Административном суде, эти процессы могут занять несколько лет, а решение предпринимателю (бороться за жизнь или ликвидировать бизнес) нужно принять в течении нескольких дней.