COVID-19: а не пора ли банкам Латвии показать свою солидарность с людьми

Волны кризисов и эпидемий выносят на берег много мусора. Почувствовав, что можно нажиться на общей беде, просыпаются те, для кого такая беда — это питательная среда, возможность заработать
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В период больших потрясений появляются лжесоциальные работники, стремящиеся "помочь" старикам, продавцы чудодейственных средств против коронвируса, активизируют рекламу фирмы быстрых кредитов.  Вчера получила на электронную почту весточку от одной из таких с призывом "останься дома". Конечно, быстрее приползу одалживаться. Несмотря на рухнувшие цены на нефть и на рекомендации воздерживаться от пользования общественным транспортом, владельцы заправок не собираются снижать цены.

Ура! У них каникулы

И тут, среди всего этого сброда все в белом на подиум выходят банки. Эти учреждения с манерами доброго самаритянина щедро предлагают клиентам, у которых из-за кризиса, связанного с эпидемией, появились трудности с выплатой кредита или лизинга, кредитные каникулы.

Пришел клиент с Тенерифе: отделение Citadele в Елгаве закрыли на день

Благородно, но только на первый взгляд. Ведь каникулы на поверку оказываются продленным "учебным годом". Вы освобождаетесь только от уплаты основной суммы. А проценты (с невыплаченной суммы) продолжаете вносить ежемесячно.

То есть банк своей выгоды не упустил — чем дольше каникулы, тем больше вы ему заплатите. А уже после окончания каникул в новом "учебном году" вы возвращаете банку все сполна — срок выплаты кредита остается прежним, а часть основной суммы долга, не выплаченной на каникулах, пропорционально распределяется на оставшиеся месяцы, то есть вырастает.

Если вам удастся договориться с банком о продлении кредита, то банкиры опять не в накладе — они заработает больше на тех же процентах. Да еще и возьмет комиссию за переоформление кредита. Можно подумать, что работники банка сидят не на окладе, а получают в зависимости от выработки.

Нет, понятно, что для банка это бизнес, но объявлять себя при этом благотворителем — верх цинизма.

Время вернуть должок

И тут на память приходит ряд случаев, когда "бедняжки" банки из-за собственной жадности и просчетов попавшие в "безвыходное положение" (вспомните Винни Пуха, объевшегося медом и не способного выбраться из норы) объявлялись системными и важными для государства. И спасались за счет налогоплательщика.

И кажется, что нынешняя беда — самый подходящий для банков случай, что бы вернуть латвийцам "должок солидарности". Пускай дадут настоящие каникулы, освободив на их время жителей и предпринимателей от выплаты процентов. Продлят сроки выплаты без кабальных условий. Предоставят беспроцентные ссуды.

Кстати, на портале общественных инициатив Manabalss.lv начат сбор подписей за отсрочку для жителей Латвии кредитных платежей до конца вызванного пандемией Covid-19 кризиса.

Выплатить нельзя отказать? Правительство Латвии проявило "заботу"

А то ведь мы хорошо помним, как банки проявляли свою солидарность с латвийцами, неспособными сносить платежи по ипотеке после кризиса 2008 года. Воспользовавшись бедственным положением клиентов, приходившим в банк договариваться о мерах своего спасения, банки по-шакальи увеличивали процентные ставки, после чего человек терял и деньги и жилье и зачастую вынужден был отправляться отрабатывать оброк на чужбину.

Так что давайте, реабилитируйтесь, поделитесь с пострадавшими в битве с Covid-19. Но нет, знаете, неудобный момент. Прибыль латвийских коммерческих банков в прошлом году рухнула в 2,5 раза, составив всего 118 миллионов евро.

А на прошлой неделе финансовая инспекция Швеции наложила на шведский Swedbank штраф в 4 миллиарда крон (порядка 360 миллионов евро) за потворство в отмывании денег. Этим занимались и другие уважаемые скандинавские банки, отмывая миллиарды евро сомнительного происхождения.

Огласите весь счет

К банкам есть счета и иного плана. Надо сказать, они сильно разочаровали. С самого начала, когда нордические банкиры высадились на наши дикие, необъятые услугами коммерческих банков берега, они были (как выяснилось, умели казаться) как для жителей, так и политиков образцами порядочности, деловой этики. И кое-где даже "послами скандинавской демократии" и высоких стандартов гражданского общества.

Западные банки для постсоветского человека были бастионом, куда не проникал идеологический мусор, не решалось сунуть нос государство, где существовала тайна вклада, как тайна исповеди, и интерес клиента был превыше всего.

Эксперт: кризис, связанный с коронавирусом, может перерасти в гражданскую войну в Латвии

Но постепенно негативный баланс на репутации банков, представленных в Латвии, накапливался. Это и их вина (не надо было выдавать кредиты под 110% стоимости объекта) в ипотечном кризисе и потоке наших "туда, блин" (To Dublin).

Это и тот факт, что банки устранились в выполнении одной из основных своих функций - кредитование народного хозяйства. Единственная квартира — это залог, который можно отнять и продать, а какая-то там бизнес-идея или станок, или стадо коров — это сплошной неликвид и головная боль.

Затем банки согласились сообщать налоговикам о "слишком большом" (более 15 тысяч евро в год) обороте на счетах клиентов. А недавно их и вовсе вынудили показывать содержимое банковских ячеек контролирующим органам. Какая уж тут тайна вклада.

Затем наши банки фактически избавились от клиентуры по национально-географическому признаку. Понятно же, что львиная доля их вкладчиков была из России и других стран СНГ (вот откуда падение прибыли в 2,5 раза).

Банки вместо "политохранки"

Постепенно банки стали чем-то вроде довеска и подразделения политической охранки. Они позакрывали моим коллегам счета только за то, что те имели роскошь иметь свое мнение, сотрудничая со Sputnik Латвия. Что ни говори, "преступление".

При этом сами, оказывается, баловались отмыванием миллиардов! Понятно, что теперь наши "правильные и безгрешные" банки вынуждены пресмыкаться перед властями, чтобы те не обвинили их в нелояльности или пособничестве террористам.

Одними из последних капель в этой дурно пахнущей чаше можно назвать историю с партией "Русский союз Латвии" (РСЛ) и русскоязычным Первым балтийским каналом (ПБК).

Пораженные коронавирусом: что будет с латвийскими СМИ

РСЛ в рамках закона о финансировании партий, как и другим латвийским партиям, набравшим определенное число избирателей, присвоены средства из госбюджета. Но партия никак не может их получить, потому что все банки Латвии или закрыли ее счета, или отказались их открыть.

Причина? Банк имеет право прервать с вами сотрудничество без объяснения причин. Но к гадалке не ходи — реакционная националистическая часть политического истэблитшмента Латвии и большая часть латышской прессы не скупится в адрес РСЛ эпитетов "прокремлевская", "враждебная Латвии" "наследница Интерфронта", "пятая колонна" и тому подобное. То есть партия вроде бы никаких законов не нарушала, но банки на всякий случай "взяли под козырек".

А недавняя история с ПБК? Канал вынужден был закрыть службу новостей и сократиться практически по той же причине - банки закрыли его счета. Людям оказалось не из чего выплачивать зарплаты.

Таким образом коммерческие банки в Латвии выполняют функцию карательной машины для борьбы с "неправильной" и "неудобной" идеологией. В том числе, скандинавские банки с их беспристрастной "нордической" демократией. А вот это уже стыдно и даже позорно.

P.S. Еще про банки и про тех, кто наживается на коронавирусе. Четырехлитровая банка спирта для дезинфекции, производство которого оперативно наладила латвийская "Бальзамка", стоит в фирменных магазинах производителя 30 евро. И это при копеечной себестоимости и том, что этот стратегический продукт, скорее всего, освобожден от акциза.