Транзит

Бизнесмен: забор с Россией окончательно разорит латвийский транзит

Транзитная отрасль в Латвии сегодня становится весьма проблематичной, и это имеет кумулятивный экономический эффект, заявил известный предприниматель Владимир Соломатин
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 12 мар — Sputnik. Сектор транзита в Латвии становится все более проблемным. Не исключено, что с сокращением перевозок грузов постепенно будет происходить увеличение военного присутствия в латвийских портах, заявил доктор экономики Владимир Соломатин в интервью журналу "Открытый город". Также он прокомментировал вопрос поставок нефти в Беларусь через Вентспилс и объяснил, почему не удалось привлечь грузы из Китая.

20 лет искали грузы и ничего не нашли

Проблемы в латвийском транзите были предсказуемы: Россия 15—20 лет назад начала развивать свои порты, латвийские гавани теперь получают грузы по остаточному принципу: те, которые невозможно или невыгодно везти через РФ, заявил директор компании Balva SV Ltd Владимир Соломатин. Он отметил, что годами латвийские транзитники пытались найти новые грузы, предлагать услуги традиционным партнерам, но в последнее время эти возможности оказались практически исчерпаны.

Знаем, что отрубят головы, вопрос - когда: латвийский транзит сравнили с курятником

Ожидавшихся из Азии грузов Латвия так и не получила – большая часть этого коридора проходит через Россию, где РЖД имеют возможность устанавливать привлекательные тарифы на доставку грузов до российских портов. В этой ситуации латвийским портам сложно конкурировать, пояснил эксперт.

Соломатин привел и другой пример: часто упрекали тот же самый Ventspils nafta и другие терминалы - почему они не привлекают в партнеры поставщиков грузов из России, Казахстана и т. д. Если есть партнер — владелец грузов, то он свои грузы заинтересован везти именно сюда.

"Но владельцы грузов, как правило, сами же и продавцы этих грузов. И их в первую очередь интересует конечная общая прибыль компании — от производства до продажи продукта. Перевалка в порту — это часть транспортных расходов, которую продавцы всегда считают необходимым минимизировать. А латвийские компании являются совладельцами только этой части и заинтересованы получать за перевалку грузов больше. То есть возникает очень большое противоречие...

К тому же, когда крупный владелец грузов и продавец оказывается собственником терминала или его совладельцем, то он часто заинтересован привлекать только те грузы, которые потом сам сможет продавать. Например, Vitol, оперирующий терминалом Ventspils nafta, может сказать "Лукойлу", "Роснефти" и другим: будете грузить нефтепродукты через нас, только если будете продавать на наших условиях нам же. Кого-то такое предложение может не устроить, а это тоже потеря грузов, которые при прочих равных условиях независимый терминал мог бы дополнительно получать", - сказал Соломатин.

В свою очередь, возможности российских портов принимать грузы все растут.

"Некоторые терминалы-транзитеры минеральных удобрений (в Латвии – ред.) начали сейчас приспосабливаться для перевалки зерна в этих резервуарах: устанавливать новые весы, системы вентиляции, контроля влажности и т. п. Но по зерну тоже возможности не безграничны. С каждым годом потенциал приема многих видов грузов в российских портах увеличивается. В некоторых из них были проблемы с заходом крупных судов, но они постепенно "расшивают" эти узкие места. Были у них трудности в морозные зимы, а Вентспилс — незамерзающий порт. А сейчас, когда у всех плюсовая температура, какое преимущество везти грузы в Вентспилс? Из-за перемен в климате заметно упал и грузооборот угля", - сказал Соломатин.

Белорусский интерес

В последнее время латвийские порты и железная дорога возлагают определенные надежды на сотрудничество с белорусскими партнерами, в частности речь идет о возможности перевалки нефти и дальнейшей ее транспортировки на белорусские НПЗ реверсом по ветке "Дружбы", которая сейчас простаивает. По мнению Соломатина, в этом вопросе нужно проявлять сдержанный оптимизм.

Министр сообщения Латвии описал ситуацию в транзите цитатой из Чехова

Он отметил, что десять лет назад Беларусь купила несколько танкеров венесуэльской нефти, и латвийская сторона даже предпринимала какие-то конкретные действия для консервации неработающей нефтяной трубы в рабочем состоянии.

"Но тогда в последний момент выяснилось, что Лукашенко только использовал Вентспилсский фактор для давления на Россию. И когда они в последний момент договорились, нам сказали: "Извините, больше не надо, спасибо". То есть необходимы долгосрочные гарантии загрузки нефтяной трубы со стороны Беларуси", - рассказал Соломатин.

Еще один риск в вопросе поставок нефти в Беларусь связан с судебным спором между операторами белорусского и латвийского участков нефтепровода Полоцк — Вентспилс. На момент его консервации там находилась технологическая нефть объемом около 150 тысяч тонн на сумму более 50 миллионов евро (в сегодняшних ценах около 35 миллионов евро - ред.), закачанная в нефтепровод при его запуске еще в советские времена.

"Компания Vitol, став собственником Ventspils nafta, эту нефть выкачала, с Беларусью доходами от ее продажи не поделились. В каком состоянии эта труба сейчас? Сколько надо вкладывать в ремонт? Но самое главное — кто эту технологическую нефть будет возвращать? Думаю, с белорусами это будет первый вопрос, они скажут: вы откачали, вы и закачайте. Так что это не так, что завтра две насосных построили и начали качать нефть на Беларусь", - пояснил Соломатин.

Также эксперт прокомментировал упреки главы МИД Латвии Эдгарса Ринкевичса в адрес вентспилсских терминалов, которые отказались переваливать норвежскую нефть, предназначавшуюся Беларуси. По словам Соломатина, причина отказа в санкциях против мэра Вентспилса Айварса Лембергса.

"Вот тут я могу точно сказать.

Где-то в декабре посол Беларуси на одном из мероприятий рассказал мне, что к нему из Вентспилса приехали белорусские нефтяники, где они не смогли заключить большой контракт на перевалку нефтепродуктов. В результате белорусские предприниматели отправились договариваться с Клайпедой.

А было это как раз тогда, когда США наложили санкции на мэра Вентспилса Айварса Лембергса. Вот и вышло, что банковские счета были заблокированы, никто в порту ничего не мог сделать. Ну как в такой ситуации заключать контракты?" – сказал Соломатин.

Как управлять портами и будет ли приватизация

Деятельность латвийских портов могут оживить новые идеи, новые грузы, новая инфраструктура, которые требуют инвестиций, уверен Соломатин. По его мнению, смена формы управления Рижским и Вентспилсским портами – когда в правлении больше не будет представителей самоуправления – может дать эффект, если при новом руководстве удастся разработать общую государственную стратегию — может быть, даже с привлечением государственного финансирования, еврофондов.

Хотите транзит – говорите с Россией: экс-министр напомнил Латвии о географии

Комментируя вопрос о возможной приватизации портов, Соломатин выразил уверенность: Латвия на это сейчас не пойдет.

"Порты — это стратегические объекты. Понимаете, одно дело — хочет наварить кто-то из чиновников, другое — есть определенные государственные приоритеты и требования. И, на мой взгляд, отдельные чиновники, даже высокопоставленные, не в состоянии сейчас осмелиться решать такие вопросы, потому что на самом деле общая тенденция мне понятна.

Ее сформулировал в историческом интервью господин Ринкевичс: Латвия не может больше рассматриваться как мост между Западом и Востоком. Это стратегическая установка — политические санкции, ограничение транзитных, банковских возможностей. Дальше постепенно может происходить и увеличение военного присутствия. Ведь порты имеют и другое значение — стратегическое. По этой причине я и говорю, что вряд ли их дадут кому-то в частные руки", — сказал эксперт.