Хоть бы к вам пришел электрик-туарег: как в Сейме прошли дебаты о госязыке

Согласно законопроекту, муниципальные и государственные учреждения не имеют права предоставлять информацию ни на каком языке, кроме государственного; исключение – если их об этом специально попросят
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 28 фев — Sputnik, Дмитрий Олейников. В парламенте Латвии обсуждался законопроект, направленный на укрепление роли латышского языка в повседневной жизни - путем ужесточения санкций за использование русского. Дискуссия вышла бурной, но поправки были приняты.

Штрафы – до 5000 евро

Во втором чтении принимались поправки к закону об административных штрафах за нарушения в сфере управления, общественного порядка и использования государственного языка. Вопросу штрафов за неиспользование латышского языка в проекте будущего закона уделен целый раздел.

"Тут не Россия": отца шахматиста взбесило приглашение на русском языке

В двух словах - он предусматривает, что муниципальные и государственные учреждения не имеют права предоставлять информацию ни на каком языке, кроме государственного. Исключение – если их об этом специально попросят.

Так, в почтовые ящики (публичным организациям, то есть государственным и муниципальным) нельзя рассылать информацию на любом языке, кроме латышского (по сути, нельзя на русском), если только получатель специально не попросил об этом. Публично - без перевода или субтитров на госязыке - не могут демонстрироваться фильмы. Обязательно наличие переводчика на собраниях и заседаниях, если они происходят не на государственном языке. Пунктов довольно много, диапазон наказаний тоже большой. От предупреждения или штрафа в 35 евро до штрафа в 5000 евро (юридическим лицам). Контроль, в зависимости от статьи закона, возложен на Центр госязыка, муниципальную или даже Государственную полицию.

Большинство этих санкций и раньше были в той или иной степени прописаны в законе о государственном языке, в данном случае происходит своего рода кодификация законопроекта в отдельный раздел. Конечно, не обошлось без "творчества" национально настроенных политиков, у которых на носу – выборы в Рижскую думу, конкретных результатов работы – нет, а рейтинг – крайне низкий. Очень важный аспект перед выборами – информационные материалы, которые рассылаются левыми партиями, традиционно составлены на двух языках – латышском и русском. Поправки предусматривают ограничения данного языкового разнообразия. Понятно, что в выигрыше косвенно оказываются правые партии.

"Нам придется оштрафовать президента!"

Дебаты по законопроекту в парламенте длились несколько часов. Из-за них пришлось даже отложить рассмотрение законопроектов более "спокойного" экономического содержания. Мнения по поправкам, как обычно, разделились кардинально – нейтральных практически не было. Против поправок выступил депутат Валерий Агешин ("Согласие"), заявив коллегам, что они, по сути, вступают в противоречие с действующими нормами закона: "Этот законопроект не отвечает системе ответственности, включенной в закон об административной ответственности, который предусматривает, что административные нарушения и штрафы за них регулируются законами соответствующей отрасли или обязывающими правилами самоуправлений", - сказал Агешин.

Травлю переживем: Даугавпилсский кинотеатр не откажется от фильмов на русском

Депутат Ритварс Янсонс (Национальное объединение) подчеркнул важность принимаемых поправок: "Возможность предоставлять заявления на государственном языке – это не просто возможность. У данной возможности - и одновременно обязанности - есть конституционная ценность. Эта ценность закреплена в Сатверсме, поэтому упомянутые (…) нарушения – это не просто административные нарушения. Если кто-то нарушает права, закрепленные в Сатверсме, пусть он это делает, осознавая последствия своих действий".

В выступлении депутата Янсонса промелькнула интересная деталь: если публично о поправках говорилось, что они касаются только государственных и муниципальных организаций, то из его слов можно заключить, что они распространяются и на частных коммерсантов: "В 2019 году за неиспользование государственного языка в надлежащем объеме к ответственности привлечены 419 лиц в 430 случаях. Из этих случаев повторными были только 11… Вынесение предупреждения уже сейчас и в будущем будет недостаточным наказанием для тех нечестных коммерсантов, которые не соблюдают местные законы в Латвии".

Депутат Алдис Гобземс отметил, что в случае если поправки будут приняты, то оштрафовать за нарушения правил использования госязыка придется и президента страны, и парламент: "Знаете, я поддержу это предложение. И обосную всю его фальшивость. Начну с президента государства. Как называется адрес нашего президента? Prezident.lv. Вот это вот – Prezident.lv – это разве написано по-латышски? Давайте зайдем на сайт – там информация дана на нескольких языках, разве нет? Теперь читаем норму: "Публичная организация должна быть оштрафована, если какие-либо материалы даны еще на каком-либо языке, кроме латышского". Вот, на сайте президента несколько языков! Теперь, Сейм. Я открываю сайт Сейма. Сколько там языков? Три! Сейм – публичная организация? Да. Значит, Сейм надо оштрафовать за то, что он распространяет информацию в таком виде".

Цена политики дезинтеграции

Еще одно яркое послание Гобземса было адресовано инициаторам поправок: "Национальное объединение, я хочу обратиться к вам. Это ваша политика за последние 30 лет привела Латвию туда, где она оказалась. Мы стали расколотой бедной страной, откуда убегают люди. Знаете - почему? Потому что ваша политика – это политика страха. Ваша политика не направлена на рост самосознания, она не учит людей не бояться. Политика развития самосознания не сеет страх в людях, она говорит: "Нам не надо бояться других. Нам надо быть образованнее! Нам надо быть сильнее! Нам надо быть мудрее!"

"Иезуитские" законы: можно использовать любой язык, если это латышский

Блеснул интеллектом (к сожалению, нельзя сказать по-другому) депутат от Национального объединения Янис Домбрава: "Я хотел бы дождаться дня, когда господин Гобземс вызовет электрика, а электрик, который придет, будет говорить только на каком-нибудь языке туарегов, и придется ему объяснять, что необходимо сделать".

В чем главный смысл принимаемых поправок, коллегам-депутатам пояснил Сергей Долгополов ("Согласие"): "Мы сегодня горячо обсуждаем не латышский язык, его защиту и развитие, мы говорим о штрафах… Мы хотим любой ценой достичь, чтобы в государстве был только один язык, и главный инструмент для достижения этой цели, судя по дебатам, – штрафы. Этого нет и не будет ни в одной стране! Мы не говорим ни про английский, ни про французский языки, а, называя вещи своими именами, мы говорим только и единственно о русском языке. Мне кажется, это не очень продуманно и не слишком дальновидно. Потому что, судя по предложениям от Нацобъединения, нам следует восстановить министерство интеграции, назвать его министерством по дезинтеграции общества и поручить его возглавить кому-нибудь из Нацобъединения".

Ожесточенные дебаты привели, тем не менее, к ожидаемому результату. "За проект, ужесточающий штрафы, проголосовали политики от коалиционных партий, против - "Согласие" и часть депутатов оппозиции. Еще несколько депутатов (в том числе один – из коалиции) не стали участвовать в голосовании. Законопроект передан на третье, окончательное чтение и, вероятно, будет рассмотрен ближе к внеочередным выборам в Рижскую думу.