РИГА, 25 фев — Sputnik. Об открытии счетов в банках другой страны в последнее время думали 17% предпринимателей, а некоторые уже обзавелись счетом за границей, свидетельствуют данные опроса SKDS, пишет газета Dienas Bizness.
За последний год требования финансового сектора Латвии к клиентам – как частным, так и юридическим лицам – значительно ужесточились, из-за чего бизнес постепенно уходит на обслуживание в банки других стран ЕС. При этом некоторые предприятия, обдумывающие возможность открытия счетов за границей, - это крупные компании, которые важны для Латвии как налогоплательщики, работодатели, потребители товаров и услуг.
"Сейчас, когда финансовый сектор находится на пороге перемен, важно получить объективную и достоверную информацию о том, как общество воспринимает происходящее. Очень важно, чтобы предприниматели и простые люди доверяли правительству, Банку Латвии и регулирующему органу, потому что от этого зависит взимание налогов и доверие государству в целом. Если политики не способны убедить народ в правильности своих действий, государственная казна не наполнится, а предприниматели захотят вывести свои предприятия из Латвии", - так высказался о данных опроса председатель правления Института юридических исследований Рингольдс Балодис.
Напомним, в Латвии началась чистка в банках после скандала с ABLV Bank. В феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV, второй по величине латвийский банк, являющийся крупнейшим независимым частным банком в стране, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников. Банк принял решение о самоликвидации, поскольку его не стал спасать ни ЕЦБ, ни Банк Латвии.
Помимо претензий структуры американского Минфина, замечания Латвии высказал и комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval. Он ввел для Латвии режим усиленного контроля, поскольку страна получила низкие оценки по ряду критериев в этой сфере. В частности, специалисты Moneyval заявляли, что действия латвийских властей малоэффективны в вопросах установления истинных выгодоприобретателей и предотвращения финансирования распространения оружия массового поражения.
На этом фоне банковская система в Латвии подверглась масштабным изменениям, основное из которых – отказ от сотрудничества с нерезидентами и так называемыми компаниями-пустышками. Борьба с "грязными" деньгами развернулась с такой силой, что "под кампанию" попали и фирмы, которые ведут вполне прозрачную деятельность, платят налоги и не пользуются офшорными юрисдикциями. На основании только того, что они являются нерезидентами, а потому "подозрительны", им начали закрывать счета и отказывать в открытии новых, требовать множество документов, подтверждающих происхождение средств, замораживать активы до конца разбирательств.
Замедлилось и кредитование народного хозяйства, особенно это касается небольших компаний. По словам экс-главы Банка Латвии Илмарса Римшевичса, в отношении малых и средних предприятий банки сохраняют осторожность, и потенциальные риски находят отражение в высоких процентных ставках. Он отметил, что соотношение внутренних кредитов к внутреннему валовому продукту (ВВП) в Латвии упало до самого низкого уровня за последние 15 лет - 40%, что свидетельствует о неиспользованном потенциале кредитования. Помимо юридических несовершенств в качестве причин он назвал низкую капитализацию предприятий и высокую долю теневой экономики.