РИГА, 28 янв — Sputnik. В результате "капитального ремонта" финансовой отрасли Латвии страна потеряла 9 миллиардов евро нерезидентских денег. Но торжественное изгнание "неправильного" капитала не привело к притоку "правильных" инвестиций, хоть премьер-министр у Латвии и гражданин США, заявил депутат Сейма Вячеслав Домбровский.
Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval опубликовал доклад, в котором говорится об улучшении оценки Латвии по выполнению 11 рекомендаций. В феврале в Париже состоится пленарное заседание Moneyval, на котором может быть принято решение о включении Латвии в список государств, где констатированы стратегические нарушения в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, - так называемый серый список. Однако, по словам главы Службы финансовой разведки Илзе Знотини, с точки зрения технического соответствия оснований для этого сейчас нет.
Депутат Сейма от "Согласия" Вячеслав Домбровский, комментируя доклад Moneyval, отметил, что, казалось бы, надо радоваться, но с "какой стороны ни посмотри, получается глупо".
"За пару лет "капитального финансового ремонта" страна потеряла 9 миллиардов евро капитала нерезидентов. У нас вроде как экономика построена на принципах рыночной экономики, капитализма, и все такое. Эти принципы гласят: капитал - это хорошо! Его надо привлекать, пускать в работу, инвестировать, создавать рабочие места и т. д. То есть терять капитал - плохо! А выгонять - не только плохо, но еще и глупо", - написал Домбровский на своей странице в Facebook, отметив, что финансовую сферу на протяжении последних 20 лет курировали министры от "Нового времени"/"Единства".
Домбровский заявил, что незаметно, чтобы торжественное изгнание "неправильного" капитала привело к тому, что в Латвию хлынул "правильный" капитал и инвестиции. "Это несмотря на то, что наш премьер - гражданин США, и президент тоже большую часть жизни не в Латвии провел", - добавил депутат.
"И что получилось на выходе? Компании, которые работают в транзитном бизнесе, в международной торговле с третьими странами, говорят, что работать с латвийскими банками практически невозможно. Слишком рискованные клиенты они для наших банков. Тогда они открывают счета в австрийских и швейцарских банках и работают с ними. Говорят, им эти австрийские банки даже предложили латышских менеджеров. В Австрии. Такая вот очередная "история успеха" в стиле "Единства", – заключил Домбровский.
Напомним, в Латвии началась чистка в банках после скандала с ABLV Bank. В феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV, второй по величине латвийский банк, являющийся крупнейшим независимым частным банком в стране, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников. Банк принял решение о самоликвидации, поскольку его не стал спасать ни ЕЦБ, ни Банк Латвии.
После этого банковская система в Латвии подверглась масштабным изменениям, основное из которых – отказ от сотрудничества с нерезидентами и так называемыми компаниями-пустышками. Борьба с "грязными" деньгами развернулась с такой силой, что "под кампанию" попали и фирмы, которые ведут вполне прозрачную деятельность, платят налоги и не пользуются офшорными юрисдикциями. На основании только того, что они являются нерезидентами, а потому "подозрительны", им начали закрывать счета и отказывать в открытии новых, требовать множество документов, подтверждающих происхождение средств, замораживать активы до конца разбирательств.
Латвийский бизнес, публицисты и некоторые политики критикуют власти Латвии за решение закрыть ABLV Bank и "выгнать" нерезидентов из других финансово-кредитных учреждений страны, хотя обслуживание этого сектора приносило немалый доход, часть которого в виде налогов наполняла и государственный бюджет страны.