РИГА, 13 фев — Sputnik, Александр Малнач. Восьмого февраля в Малом зале юрмальского концертного комплекса "Дзинтари" состоялся вечер с участием Георгия Осокина, в котором пианист исполнил Второй фортепианный концерт Фредерика Шопена.
Несомненно, публика, а в зале почти не было свободных мест, пришла именно на Осокина. Терпеливо выслушав "Скорбную музыку" Петериса Васкса, созданную композитором в 1983 году, и суровый, написанный во время Первой мировой войны 2-й струнный квартет Белы Бартока (в переложении для камерного оркестра Андраша Келлера), прозвучавшие в первом отделении концерта, она устроила самый горячий прием молодому солисту, выступавшему во втором отделении.
Георгий Осокин — младший представитель музыкальной династии Осокиных, которую основал пианист Сергей Осокин, профессор Латвийской Музыкальной академии им. Я. Витолса. Георгий дебютировал на профессиональной сцене в 10-летнем возрасте и очень быстро приобрел репутацию выдающегося интерпретатора музыки Шопена.
Рижская публика полюбила юного музыканта, что называется, с первого взгляда. Как-то сразу Георгий потеснил в ее сердце прежнего любимца, своего старшего брата Андрея, также замечательного пианиста. Но настоящей сенсацией обернулось участие Георгия в конкурсе имени Шопена в 2015 году, где тот дошел до финала. Критика удостоила его такого лестного эпитета, как "непредсказуемый, слишком революционный, чтобы стать победителем".
Девятнадцатилетний артист получил многочисленные ангажементы, включая сольный концерт на престижном Шопеновском фестивале в Варшаве, гастрольный тур по Японии, концерты в Швейцарии, Германии (в том числе в берлинском Концертхаусе), США, Канаде, России, Австрии и Великобритании.
Британская компания звукозаписи Piano Classics издала дебютный альбом музыканта с поздними сочинениями Шопена, заслуживший высокую оценку канадской, французской и немецкой пессы. Тогда же началось сотрудничество пианиста с камерным оркестром Kremerata Baltica, а кроме того с такими коллективами, как камерный оркестр "Амадеус", Tokyo New City Orchestra, Варшавский филармонический и Латвийский национальный оркестры.
На Георгия Осокина обрушилась слава, но, по-видимому, он не изменяет себе. С юности его отличало серьезное отношение к делу. Сосредоточенный и закрытый, Осокин-младший держится подчеркнуто скромно. И без рисовки он выделяется несколько мрачновато-байронической наружностью, идущей, как к нему самому, так и к музыке, что он исполняет. При этом Георгий никогда не заигрывает с публикой. Он высказывается только в звуках: первое касание клавиш, и слушатель остается наедине с музыкой.
Так было прежде, так происходит и сейчас. Во втором отделении словно и не было на сцене Георгия Осокина, а был только "Плод тишины" (The Fruit of Silence, 2013) Васкса, и был Второй фортепианный концерт Шопена. И если первая вещь не требовала от солиста виртуозной техники, то в концерте Шопена он проявил все свое мастерство.
Оба произведения исполнялись не в оригинальной версии. Изначально "Плод тишины" создавался Васксом для хора a cappella. Известен этот опус и в версии для рояля с хором.
"Это совсем тихая медитация по дороге. На дорожных столбах пять указателей: молитва, вера, любовь, служение, мир. Этой работой хочу напомнить о существовании такого пути", - обозначил композитор программу произведения, созданного им по заказу Шлезвиг-Гольштейнского музыкального фестиваля. Или, как сказала Мать Тереза: "Плод тишины — молитва. Плод молитвы — вера. Плод веры — любовь. Плод любви — служение. Плод служения — мир".
В концерте 8 февраля хор прекрасно заменил камерный оркестр Kremerata Baltica, чего не скажешь об исполнении опуса Шопена. В переложении Евгения Шарлата для фортепиано и камерного оркестра оркестровая партия казалась обедненной, недостаточно выразительной, чтобы удовлетворить слушателя, знакомого с этим произведением. Но все недостатки восполнил своей игрой Георгий Осокин.
Его фразировка безукоризненна, каждый звук у него как жемчужина — имеет размер и форму, которые он дает почувствовать слушателю. Осокин безусловно корректен, но не сух, благороден, но не высокомерен. Он умеет достичь высот поэзии в музыке, избегая вящей патетики и не впадая в слащавость. Интенсивность, глубина переживания у него всегда преобладает над внешней экспрессией, чем и достигается высочайшее качество исполнения.
Отсюда и заслуженный успех Георгия Осокина у публики. Впрочем, такой же точно результат дают и иные стратегии сценического поведения и музыкального творчества. Радует, что Осокину-младшему они чужды.