Транзит

Хотите транзит – говорите с Россией: экс-министр напомнил Латвии о географии

Что показали неудачные переговоры с Беларусью по транзиту нефти, в каком случае российские грузоотправители предпочтут латвийские порты и почему на одних контейнерных перевозках железная дорога в Латвии не выживет, рассказал экс-министр сообщения Анрийс Матисс
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 12 фев — Sputnik. Резкое снижение грузооборота Латвийской железной дороги в значительной мере обусловлено неэффективным управлением транзитной отраслью, уверен бывший министр сообщения Анрийс Матисс. Об этом он рассказал в интервью Neatkarīgā Rīta Avīze.

"Конечно, из-за теплой зимы снизился спрос на энергоресурсы, а российские порты не замерзли, но это не должно было вызвать настолько драматического падения, который наблюдается в конце прошлого года и начале нынешнего. Политические причины были и будут, и то, что Россия переориентирует свои товары на свои порты и модернизирует их инфраструктуру, мы знали уже давно.

Носович объяснил, почему Латвия пока не лишилась российского транзита

Но это не значит, что Россия полностью игнорирует порты Латвии. Важна также способность вести переговоры, договориться об условиях, тарифах.

Я не вижу, чтобы в последнее время случился какой-то огромный геополитический крах, скорее, дело в неумелом управлении", - уверен Матисс.

Экс-министр скептичен по поводу переориентации транзитной отрасли на новые рынки.

"Нельзя забывать о нашей географии, о том, где мы находимся. У нас нет границы с Казахстаном или Китаем", - напомнил Матисс.

Он считает, что пуск контейнерного поезда из Китая в Ригу в первую очередь был шоу.

"В реальности у нас есть граница с Россией и Беларусью, с ответственными представителями этих стран и надо разговаривать!

Недавно премьер Кришьянис Кариньш в Беларуси встречался с правительством этой страны и обсуждал возможность использовать латвийские порты для доставки транзитных грузов в Беларусь. И что произошло? Через неделю белорусы сообщили, что заключили договор с Клайпедой", - заявил Матисс.

Глава МИД Латвии высказался о пользе ползания на коленях в Кремле

Он напомнил, что за последние десятилетия политический курс Латвии не изменился – страна всегда ориентировалась на Западную Европу и трансатлантический альянс.

"Возникает вопрос: может ли нынешнее политическое, экономическое, бизнес-руководство работать в этих условиях и соблюдать интересы отрасли? То ли мы не умеем договариваться, то ли вопрос в тарифах или других условиях.

Все же бизнес – это не только политика или геополитика, это и экономический расчет!

Если какой-то маршрут намного дороже, то, к примеру, белорусы выберут Клайпеду, а русские – свои порты. Если экономическая выгода есть, тогда уже можно говорить о геополитике.

"Латвия пакует чемоданы": Зайцева рассказала, как власти убивают транзит

Несмотря на то, что на высшем политическом уровне переговоры с белорусами по транзиту были, что-то все же буксует, и нужно смотреть, как (такие случаи) предотвратить", - уверен политик.

Часто звучат упреки, что Латвия затянула с развитием контейнерных перевозок, но Анрийс Матисс полагает, что контейнеры не могут заменить базовые грузы, оплата за перевозку которых, по его мнению, является основой, позволяющей поддерживать инфраструктуру.

"Контейнерные грузы выгодны отдельным логистическим предприятиям, но содержать железную дорогу в Латвии только за счет контейнерных перевозок невозможно. Мы находимся близко к России, которая не грузит уголь и нефть в контейнеры.

Конечно, можно говорить о контейнерных поездах из Китая и различных поставках из и в Беларусь, но либо переговоры об этом не ведутся должным образом, либо есть условия, которые невыгодны", - считает экс-министр.

Как ранее заявлял нынешний министр сообщения Талис Линкайтс, руководство страны обеспокоил отказ вентспилсских предпринимателей взять на себя поставку нефти из Норвегии в Беларусь после переговоров на высшем уровне. Линкайтс считает, что, поскольку частный бизнес не может обслуживать белорусский грузопоток, подходящий терминал должно построить государство.

Планы России известны давно: Кариньш раскритиковал порты и ждет частной инициативы>>