РИГА, 10 фев — Sputnik, Денис Бартецкий. О встрече "Сообщества родителей в Латвии" я узнал из рекламы в Facebook. "Продолжаем наши собрания родителей по вопросам реформы образования: Резекне - 8 февраля в 14:00, Рига - 13 февраля в 18:30. Если Вас волнует, что происходит сейчас в системе образования, у Вас есть вопросы, сложности, предложения, то приходите на собрание в Вашем городе. Мы расскажем и поделимся с Вами нашими планами, действиями и информацией. Постараемся ответить на Ваши вопросы. Зарегистрироваться на собрание и получить адрес можно через мессенджер или почту", - гласил текст объявления. Я и написал. В мессенджер.
Месседжер оперативно автоматом ответил мне заранее прописанными фразами, мол, здравствуйте, мол, рады, мол, для регистрации на мероприятие и получение адреса нажмите на соответствующую кнопку (то ли это какая-то конспирация, то ли нормальное желание моментально наладить диалог). Если хотите, подписать иск в ЕСПЧ, не унимался мессенджер, пришлем вам анкету на заполнение. Есть вопросы — пишите. И три кнопочки: "Резекне", "Рига", "ЕСПЧ". Вот так вот получается — хочешь просто побывать на мероприятии, а тебе сразу какой-то иск в ЕСПЧ предлагают подписать, о котором ты ни сном, ни духом. Неожиданно. С места да в карьер, короче. Я тыкаю пальцем в кнопочку с надписью "Резекне" и моментально получаю фидбек с благодарностью за регистрацию, мне повторно говорят "есть вопросы — пишите", предлагают брать с собой знакомых и присылают адрес, где будет проходить мероприятие.
Здание гостиницы
Я приехал за три часа до начала. За три часа. Территориально Резекне от меня близко — минут сорок на автобусе. Ходит он по выходным только не часто. Поэтому и приехал так рано. Вообще Резекне мне нравится. Там и культурный центр Gors, там и "Олимпийский" строят, там и городской общественный транспорт за пятьдесят копеек с бесплатным Wi-Fi, есть приличные кафе, нет такой напряженки с рабочими местами. Там у меня брат живет (правда, я его лет десять не видел), тетка тоже оттуда (пользуясь случаем, как в "Поле чудес" передаю ей привет, ей приятно будет). Мать моего ребенка также бывшая резекненка. Она там и школу, и вуз закончила. Помню был период, когда я ежедневно мотался к ней из Риги — вечером садился в столице на скорый московский, рано с утра, если не изменяет память, в четвертом часу прыгал в Резекне в поезд и возвращался назад. Да и нынешняя любимая девушка родом из Резекне. Да и сам я в Резекне родился.
Без двадцати два. Ощущение первого дня зимы – снег выпал, сугробы. Серое трехэтажное здание гостиницы – Kolonnа Hotel Rezekne. Именно здесь будет проходить интересующее меня мероприятие. Здание всегда, сколько я себя помню, было гостиницей. Оно, правда, долго стояло заброшенным, потом его выкупили, отремонтировали, и гостиница опять заработала. Под новой вывеской. Ну, полагаю, помните концерн Kolonna. У компании было два больших направления: косметика и недвижимость. Владелица всего этого добра Иева Плауде была одной из самых успешных бизнес-леди Латвии. Из года в год она возглавляла топ женщин-миллионеров. Плауде создала бренд с нуля, почти двадцать лет руководила этим бизнесом, после краха Parex разорилась, уехала жить к мужу в Германию, победила рак, у немцем начала работать на косметической фабрике на рядовой должности, в скором времени там же заняла место директора, а после, найдя инвестора, выкупила фабрику. Теперь собирается вернуться в Латвию. Думаю, совсем скоро мы еще о ней услышим.
Захожу. Интересуюсь у любезной, но плохо говорящей по-русски девушки на ресепшене, где будет проходить мероприятие "Сообщества родителей в Латвии". Меня провожают до лестницы, я спускаюсь в подвал – там находится конференц-зал. Светлое помещение, квадратов пятьдесят, четырнадцать парт. На каждой – брендированные листочки, авторучки с логотипом гостиницы. Проектор на стене, в уголке кулер с водицей. Ничего необычного, все стандартно. Народ собирается.
Научные лайфхаки
Скажу сразу – я не верю в самоорганизацию. Не верю, что какие-то шибко сознательные родители вдруг решили сплотиться в некое сообщество, ездить по стране, снимать конференц-залы пусть и за небольшие деньги (конкретно этот стоит 15 евро в час) и рассказывать таким же родителям, что у нас сейчас с образованием происходит, оказывать помощь и тому подобное. В девяносто девяти процентах за этим кто-нибудь да стоит. Организация, секта, партия, человек, которому позарез нужно паблисити для каких-то своих меркантильных целей. Неважно. Но обязательно кто-нибудь за этим стоит. Бывают, конечно, исключения. Но они лишь подчеркивают правило. Настоящих буйных, как известно, мало. Сюда я ехал с таким же убеждением.
За партами не больше десяти человек. Преимущественно пенсионного возраста. Преимущественно женского пола. Они обсуждают пользу талой воды и другие научные лайфхаки из репертуара РЕН ТВ. Обсуждают, что вместо кофе лучше пить цикорий, зеленый чай второй заливки. Короче, темы, которые волнуют каждого. Организатор, она же ведущая – девушка по виду тридцати с плюсом лет, сетует, что не все зарегистрированные на мероприятие пришли. Еще нет двух часов, еще не началось, ждем, может кто-то еще подойдет.
Четырнадцать ноль ноль, началось. Всего нас семнадцать человек. Четверо из них мужчины. Да, большая часть людей на мероприятии – пенсионеры, но есть и молодые мамы. А вон моложавая бабушка сидит с термосом и кружкой. Как будто на баррикады собралась.
"Мероприятие продлится два, два с половиной часа. Час, может чуть больше, поработаем, далее – перерыв минут пятнадцать, потом еще часик. Есть люди, которым нужно уйти раньше?", - говорит девушка-ведущая. Двое из присутствующих поднимают руку. "У кого дети – школьники с первого по десятый классы?", - продолжает представитель "Сообщества родителей в Латвии". Опять руку тянут два человека. Уже других.
Первым делом присутствующим коротенько рассказывают про иск в ЕСПЧ, петицию в Европарламент и Европейскую комиссию. Получить анкету для написания иска можно прямо здесь, тут же можно подписаться под петицией. Цель иска (сейчас я процитирую) – предметно доказать, что латвийская реформа затрагивает огромное количество учащихся и их родителей. Суть петиции – сохранить в Латвии школы национальных меньшинств. Иск подготовлен правозащитником Владимиром Бузаевым, автор петиции – Инна Дьери. Оба являются активными членами партии "Русский союз Латвии" (РСЛ). Мое неверие в самоорганизацию родителей снова победило. Роял флеш. Ведущая мероприятия, представитель "Сообщества родителей в Латвии" – Юлия Сохина. Она также активный сторонник РСЛ.
Активные родители
Юлия рассказывает о самом сообществе, мол, на общественных началах собрались активные родители, которым не безразлично, которые хотят что-то менять, противостоять нынешней реформе. Рассказывает про изменения методологии образования, про четыре реформы в этой сфере – происходит вполне полезный ликбез. Юлия поясняет, что сегодня хотелось бы поговорить о языковой реформе. Нужно, отметить, что для всех собравшихся здесь это действительно актуально.
Каждому присутствующему предлагают рассказать, зачем он пришел на это мероприятие и чего ожидает от реформы образования. Ответы не особо блещут оригинальностью – у большинства примерно одинаковые проблемы и желания. У кого-то внуки-дети мучаются из-за языковой реформы, и люди пришли послушать советов. Кто-то пришел просто выговориться.
"У меня двое детей. На собраниях учителя успокаивают – все хорошо. Но я же вижу, что это не так. Ребенку трудно заниматься по учебнику на латышском языке. Все уроки нам приходится делать вместе. Я у ребенка за переводчика. Это занимает очень много времени. Дочка – дошкольник. Она уже столкнулась с языковыми проблемами в садике", - говорит девушка около тридцати лет. Я вспоминаю стендап Алексея Щербакова про школу и про себя улыбаюсь.
Люди делятся своим личным – рассказывают и простые грустные человеческие истории: "Внучка замкнулась из-за языкового барьера, практически не разговаривает". Можно, конечно, сколько угодно зубоскалить и иронизировать – посмотрите, на мероприятии по вопросам реформы образования большинство – это пенсионеры. Но они ведь действительно переживают, волнуются, для них это важно.
"Мне было интересно, кто придет на это мероприятие. Русским родителям, к сожалению, наплевать на эту проблему и противостоять реформе они не торопятся", – поясняет присутствующий здесь Вадим Гилис – руководитель Русской онлайн-школы Латвии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). В его школе изучают три предмета: историю России, русский язык и русскую литературу. Обучение бесплатное, гражданство и национальность не имеют значения. Школа дает возможность попасть в СПбГУ на бюджет. По словам Гилиса, в прошлом году в университет поступили двое выпускников школы, оба из Резекне. Три человека из Риги, один из Даугавпилса и один резекненец станут студентами в нынешнем году. После окончания вуза – несколько путей: магистратура в Европе или России, процедура признания диплома в Европе, либо работа в РФ. Санкт-Петербургский университет занимает третью строчку в рейтинге российских высших учебных заведений.
Не верите?
"Есть те, кто не верит и считает, что ничего изменить нельзя?", – задает вопрос аудитории ведущая мероприятия. Примерно половина из присутствующих поднимает руки. Большинство – старшее поколение. Да, многие давно настроены пессимистично.
В процессе общения все сходятся в одном – в школах надо вводить больше уроков латышского языка, а не переводить все образование на латышский. А вот и знакомые лозунги пошли: "Учить язык и учиться на языке – это разные вещи. Мы за равные возможности. Мы не против латышского языка, мы за образование на родном".
По рядам пускают бланк вышеупомянутой петиции за сохранение школ национальных меньшинств в Латвии. Люди, активно подписываются. Юлия поясняет, что ни у учителей, ни у школ не будет проблем: "Мы призываем подавать иски в ЕСПЧ и подписывать петицию против самой реформы образования, но никак не против конкретных школ и педагогов".
Вообще у РСЛ написание всевозможных петиций да писем – это традиционная забава. Обычно это не имеет должного эффекта и играет роль лишь инфоповода. Но иногда письма срабатывают. Так несколько дней назад законопроект о том, что независимо от спроса каждый детский садик нужно обязать открывать латышскую группу, был изъят Сеймом из повестки дня. Изъяли его, дабы избежать публичного конфуза после того, как председатель парламента Инара Мурниеце получила письмо комиссара ОБСЕ, предостерегающего от принятия таких решений без учета мнения родителей. А вот комиссара ОБСЕ об этой всей ситуации уведомил письмом представитель Латвийского комитета по правам человека, а по совместительству один из активистов РСЛ, Александр Кузьмин. Так что – "не все йогурты одинаково полезны", вернее – не все петиции и письма бесполезны. Ну, вы поняли. Если не поняли – можете это предложение просто пропустить.
За разговорами пролетает почти полтора часа. Перерыв. Несколько людей прощаются и уходят. Ну, во-первых, некоторые заранее предупредили об этом, во-вторых, по протяженности мероприятие действительно долгое. Не думаю, что кто-то рассчитывал на него потратить два с половиной часа в субботу. Нас остается одиннадцать человек.
Планы на будущее
"Если учебник не устраивает, то родители вправе потребовать его поменять", – указывает представитель "Сообщества родителей в Латвии" Юлия Сохина. "Нет, нельзя", – парирует мать школьника, "Мы уже такое пробовали. Директор нам ответила, что не у всех родителей есть средства на новое учебное пособие. Мы предложили – скинемся в классе и купим за свои тем, у кого нет финансовой возможности. На этом все и заглохло".
Обсуждается на мероприятии и проблема нехватки педагогов. Так одна из присутствующих говорит, что у них в школе нет физики. Нет вообще. Просто потому, что нет учителя, который мог бы ее преподавать. Мне в это с трудом верится, но как говорится, за что купил, за то и продаю.
"Давайте подумаем о ряде будущих мероприятий: акции, письма в инстанции. Давайте обсудим. Выдвигайте предложения", – мягко агитирует ведущая. Она добавляет, что уже сейчас у сообщества есть несколько человек, которые готовы помогать с уроками детям: "Можем дать их координаты. Правда, не смогу сказать платно они будут помогать или на общественных началах. Как сами договоритесь".
"Пусть школьники приходят в наш центр пенсионеров, мы тоже готовы помогать с уроками. Безвозмездно", – предлагает бойкая женщина пенсионного возраста. И вроде предложение вызывает у меня улыбку, но с другой стороны – это реальное предложение помощи. Предложение помощи в рамках своих возможностей.
"А вы в какой школе учитесь?", – обращается к девушке активная бабуля. Имея ввиду, конечно, номер школы, в которой учатся дети девушки. "Ой, а мы в той же. А у вас, кто учитель?", – не унимается активистка. "Я не буду говорить". У многих людей не только пессимизм, о котором я писал выше, но и страх. Как бы, чего не случилось. Как бы, чего.
Гул активного обсуждения нарастает, люди действительно заинтересованы темой языковой реформы образования. В итоге предлагают обменяться контактами, завести коллективный родительский чат. От "Сообщества родителей в Латвии" собравшиеся хотят получать консультации, особенно юридического характера, а также информацию по реформе. Им обещают и консультации, и информацию, призывают быть активнее. "Ходите по инстанциям, к мэру идите, пишите письма", – указывает Юлия.
Пирожок с мясом
Вербуют ли РСЛ такими мероприятиями новых членов для партии? (Кого коробит это словосочетание, могут его заменить на "привлекают новых сторонников"). Да, и в том числе. Но ничего плохого в этом не вижу. Получите ли вы, если посетите подобное мероприятие, ответы на интересующие вас вопросы по поводу реформы образования (не только языковой)? Да, полагаю, получите. Помогут ли вам с проблемами по теме образования? Думаю, что постараются помочь. То бишь ходить или нет на такие мероприятия (даже когда под соусом из активных родителей кроется партийная структура) – это ваш личный выбор. Конкретно я убежден, что хуже от посещения, при условии, что вам актуальна проблема образования, точно не будет.
Некоторые считают РСЛ – бескорыстными борцами за справедливость. Один из главных вопросов партии – вопрос неграждан – давно не дает большого политического профита. Я же считаю их неудачниками. Нравится вам это определение или нет, но факты и реальность — вещь упрямая. РСЛ — плохие шахматисты. Может в "чапайку" они и умеют играть, а вот шахматы — не их профиль. Да и одержимых среди их сторонников хоть отбавляй. Но, несмотря на это, повторю, если вас интересует тема реформы образования, то сходить на такое собрание родителей вам может быть полезным.
К пяти вечера народ начинает расходиться. Люди уже оделись, стоят в шапках, куртках, но разговор продолжается, не отпускает – видно, что для многих это тема важна.
Мероприятие закончилось. Я вышел, закурил. Снег уже успел основательно подтаять, сугробы превратились в кашу, ноги быстро намокли, хотелось есть. Захожу в бывший универмаг – на первом этаже находится продуктовый. Citro. Бывший Top. Покупаю парочку пирожков с мясом. Откусываю. Уважаемая фирма Lekon, вот что я вам скажу – вы производите отвратительнейшие пирожки с мясом. Отвратительнейшие. Они очень похожи на нашу реформу образования.