Европейцев решили пересадить на поезда: перелеты внутри ЕС ждет удорожание

По подсчетам европейских "зеленых", налог на авиационное топливо может принести в бюджет ЕС до 27 миллиардов евро; авиакомпании не скрывают, что переложат издержки на пассажиров
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 10 фев — Sputnik. В Европарламенте серьезно обсуждают введение налога на авиационное топливо, которое является источником загрязнения окружающей среды. Это необходимо, чтобы реализовать амбициозный план Еврокомиссии по достижению климатической нейтральности к 2050 году, сообщает Latvijas Radio.

Авиация остается одним из быстрорастущих источников выбросов парниковых газов, в 2016 году на нее приходилось почти 4% всей эмиссии таких газов в Евросоюзе. По данным Международной организации гражданской авиации, до 2050-го рост выбросов отрасли составит от 300 до 700 процентов.

Аналитики предсказали, что станет с дешевыми перелетами в Латвии

Уже предпринимаются различные меры, чтобы ограничить выбросы, но эти решения, по мнению критиков, неэффективны. Депутат от "Зеленых" Карима Делли, возглавляющая Транспортный комитет Европарламента, считает, что эффективнее было бы обложить налогом авиационный керосин. Это топливо освободили от пошлин еще в 1944 году в соответствии с Чикагской конвенцией о международной гражданской авиацией – тогда страны хотели, чтобы использование керосина росло по всему миру.

"Введение налога на керосин – это одно из решений. И его нужно ввести быстро, потому что керосин – единственное топливо, которое в наши дни не облагается налогом, а это создает нечестную конкуренцию с другими видами транспорта.

Согласно исследованию Еврокомиссии, если у нас будет налог на керосин на европейском уровне, налог в размере 0,33 евроцента за литр принесет нам 27 миллиардов евро доходов в бюджет Евросоюза.

Тогда мы могли бы намного больше, чем сегодня, вкладывать в экологичную мобильность", - объяснила Карима Делли.

Хотя идея и может показаться привлекательной, у нее будет много нежелательных последствий, считает Томас Рейнерт, исполняющий директор крупнейшей в ЕС ассоциации авиакомпаний Airlines for Europe.

Перелет без остановок: Ташкент отрезает Ригу от Нью-Йорка

"В действительности ни одно исследование не показывает, что налог на билеты или налог на топливо, или их сочетание повлияет на поведение пассажиров в такой мере, которая бы значительно сократила авиасообщение. Если повысить стоимость билетов с помощью налога на топливо или на билеты, то от 5 до 10% пассажиров на конкретном маршруте скажут: я не полечу, для меня это слишком дорого.

Но этот самолет все равно взлетит и произведет те же выбросы CO2", - объясняет Рейнерт.

По убеждению авиакомпаний, сильнее всего такой налог повредит потребителям, потому что издержки будут переложены на пассажиров. Но сторонников введения налога этот аргумент не убеждает. Один из них – авиационный эксперт Эндрю Мерфи, выступающий за экологичную мобильность.

"Перелеты с дополнительным керосином в баке стоят много денег и выделяют много CO2. И идея о том, что самолеты будут лететь за пределы Европы, чтобы заправляться, а потом лететь обратно – мы думаем, что это довольно смешно. Я не думаю, что отрасль будет заниматься перелетами пустых самолетов, и они еще долго не будут этого делать.

Налог на топливо – наиболее эффективная мера, потому что она направлена в корень проблемы: самолеты сжигают керосин, сжигают ископаемое топливо", - напомнил Мерфи.

Идея налога набирает популярность в Евросоюзе, особенно в свете новой климатической политики, заявленной Еврокомиссией. Налог могут ввести в на перелеты внутри ЕС – такой налог на внутренние авиационные пассажироперевозки уже существует в разных странах, в том числе в США, Бразилии, Индии и Японии.

По мнению экспертов, налог не единственная мера, которую можно предпринять, решения должны быть глобальными.

"Главным образом, это инвестиции в новые самолеты, в современное управление воздушным движением, в новые виды авиационного топлива. И наконец, нужно ввести систему CORSIA – глобальную систему компенсационных механизмов (выбросов CO2), которая является огромной сделкой, огромным совместным достижением отрасли и негосударственных организаций. Чтобы прийти к этой сделке, нам понадобилось более шести лет. Но это глобальная сделка. Это значит, что американцы, китайцы, русские и так далее – все они в игре с нами", - заявил Рейнерт.

Короткий век короткого рейса: авиакомпания из Австрии отказалась от 8-минутного перелета

Система CORSIA была утверждена четыре года назад, чтобы компенсировать и снизить выбросы CO2 в международной авиации, однако она будет обязательной только с 2027 года и содержит много исключений.

Евродепутат Делли предлагает свой вариант.

"Половина перелетов во Франции составляют от 600 до 1800 километров. (На это расстояние) вполне возможно поехать на поезде ночным рейсом. Не только из-за климатических, но и экономических соображений – если вы спите в поезде, вы экономите одну ночь в гостинице. Но в первую очередь это создает рабочие места.

Более того, люди в Европе больше не хотят летать. Они знают о глобальном потеплении и хотят сделать конкретный жест, а именно: перестать летать", - считает Делли.

Как пример растущего интереса к ночным поездам приводят петицию о повторном открытии железнодорожной линии Париж - Брюссель - Берлин.

Однако Рейнерт напоминает, что такими ночными поездами нельзя попасть во все европейские города и такие путешествия не могут удовлетворить все потребности людей. Пассажиры, для которых время имеет особое значение, скорее всего, предпочтут самолеты.