Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс не исключил, что республика построит государственный терминал для перевалки нефти для Беларуси. Минск на минувшей неделе закупил 80 тысяч тонн норвежской нефти с перевалкой в литовском порту Клайпеда, доставка груза Литовскими железными дорогами до получателя, белорусского НПЗ "Нафтан", займет две недели.
С привлечением балтийского транзита белорусская нефтепереработка окажется нежизнеспособна, заявил Sputnik Латвия руководитель центра "Международная энергополитика" Юрий Солозобов.
"Для того, чтобы нефтеперерабатывающие заводы Беларуси работали с минимальной загрузкой, необходимо принимать два таких терминала в неделю, а то, что пришло, доставляться будет в течение двух недель. Логистика не работает - экономика не работает. Доходов от такой переработки не будет", - объяснил Солозобов.
По его словам, интерес прибалтийских стран очень простой - загрузить свои порты, используя проблемы Беларуси. Однако экономика белорусского нефтеперерабатывающего бизнеса при этом рухнет, предупредил эксперт.
"Фактически предложение Балтии больше политическое, чем экономическое: Минск зовут вступить в более тесные отношения со странами Евросоюза, это своеобразная интеграция Беларуси в европейский проект", - отметил Солозобов.
Солозобов ранее указал, что Беларуси необходимо 23 миллиона тонн нефти в год, из которых до шести миллионов тонн идет на нужды республики, остальное отправляется на переработку - Минск известен как крупный экспортер бензина в Европу. Закупленной норвежской нефти белорусскому НПЗ "Нафтан" хватит на три с небольшим дня: для загрузки нефтеперерабатывающего завода требуется примерно 25 тысяч тонн в день, это около девяти миллионов тонн в год. Потребности другого крупного НПЗ Беларуси - Мозырского - составляют до десяти миллионов тонн нефти в год.