Транзит

Беларусь обсуждает, но ничего не начинает: посол Латвии о поставках нефти через порты

Латвия готова к транзиту нефти в направлении Беларуси, этот вопрос постоянно обсуждается, но никаких реальных шагов в этом направлении пока не было
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 15 янв — Sputnik. Латвийские порты и железная дорога готовы участвовать в поставках альтернативной российской нефти для Беларуси, этот вопрос будет обсуждаться в январе во время визита главы латвийского правительства Кришьяниса Кариньша в Минск, заявил посол балтийской республики в Беларуси Эйнарс Семанис, передает БелТА.

"Вместе с вопросами, связанными с логистикой и транзитом, будет рассматриваться и транзит нефти", - сказал латвийский дипломат. Он отметил, что эта тема возникла не сейчас, это вопрос, "который в какой-то степени мы обсуждаем постоянно".

"Министерство сообщения Латвии 3 января подтвердило, что всегда готово участвовать, если будут проекты по альтернативным поставкам нефти", - сказал Семанис.

Он добавил, что хорошо отработанной схемой сотрудничества Латвии и Беларуси является транзит белорусского бензина и других нефтепродуктов. "Это традиционная отрасль, где две страны эффективно взаимодействуют", - сказал посол.

По его данным, в прошлом году через латвийские порты в Вентспилсе, Риге и Лиепае было экспортировано 3,7 миллиона тонн нефтепродуктов белорусского производства, доставленных по железной дороге.

Разногласия по цене

Россия и Беларусь к началу 2020 года не смогли договориться по условиям поставок нефти. Сообщалось, что российские компании предлагали сохранить условия контрактов 2019 года на поставку нефти. Минск же просил снизить контрактную цену на нефть на 10 долларов на тонну, которые являются премией к рыночной цене.

Беларусь не договорилась с РФ по нефти и ищет альтернативу в Балтии и Азии

Россия в отсутствие подписанных контрактов с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти для НПЗ Беларуси. В государственном концерне "Белнефтехим" заявляли, что загрузка двух работающих в республике НПЗ – Мозырского и "Нафтана" – снижена до технологического минимума. На этом фоне Беларусь временно прекратила экспорт нефтепродуктов.

В течение января белорусская сторона работала над заключением новых контрактов на поставку нефти. Договориться удалось только с нефтяными компаниями, входящими в периметр группы "Сафмар". В "Белнефтехиме" заявляли, что первую партию нефти закупили по цене без премии к рынку.

Транспортировка нефти в Беларусь возобновилась вечером 4 января, по сообщению "Транснефти" заявка была оформлена на прокачку 130 тысяч тонн сырья. В "Белнефтехиме" 6 января сообщили, что НПЗ "Нафтан" начал переработку поступающей нефти из РФ на второй НПЗ, в Мозыре, поставок сырья на тот момент не было.

15 января стало известно, что компании группы "Сафмар" начинает поставки и на Мозырский НПЗ. По данным источника РИА Новости, партия нефти оформлена в объеме 30 тысяч тонн.

В Минске заявляли, что рассчитывают получить из России в январе 650 тысяч тонн нефти.

Альтернативы

Российские компании по-прежнему не хотят уступать в вопросе премии при поставках нефти, заявил 14 января по вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой. В этой ситуации Белорусская нефтяная компания и НПЗ ищут альтернативы российской нефти – на Украине, в Польше, Прибалтике, Казахстане и Азербайджане.

"Нафтан" обсуждает с Латвией поставки нефти через ее порты

В Минэнерго Казахстана подтвердили, что получили запрос "Белнефтехима" на поставки нефти, до 20 января ожидается визит белорусской делегации для обсуждения этого вопроса.

"Мы организуем встречу с ресурсодержателями и, если кто-либо из нефтяных компаний изъявит желание при экономически выгодной цене или при условиях, которые их удовлетворяют, я думаю, что сделка возможна", - заявил глава Минэнерго Казахстана Нурлан Ногаев.

В Азербайджане также заявили, что страна имеет возможность поставлять нефть в Беларусь, в прошлом такие поставки уже осуществлялись. Однако пока на этот счет конкретных договоренностей нет.

"Есть возможность поставлять как нефть Аzeri-light, так и нефть других стран всем заинтересованным сторонам. Но с белорусской стороны пока не поступал более конкретный запрос на этот счет", - заявил официальный представитель Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ибрагим Ахмедов.

В Литве и Латвии также заявили о готовности задействовать свои порты и железную дорогу для поставок в Беларусь нефти, альтернативной российской.

В свою очередь в Польше заявили, что не смогут поставлять нефть в Беларусь по нефтепроводу "Дружба". "Техническая инфраструктура трубопровода "Дружба" делает невозможной передачу нефти с базы в Адамово в восточном направлении при сохранении непрерывности поставок для текущих клиентов PERN, с которыми имеются действующие договоры в области транспортировки нефти на НПЗ", - сообщили в компании-операторе PERN.

Придется доплатить

Эксперты отмечают, что все альтернативные поставки нефти в Беларусь окажутся дороже, чем импорт из РФ.

Альтернативы нефти из РФ дороже: в Литве готовы помочь Беларуси, но не видят смысла

"У Беларуси есть альтернативы, но все они дороже и они невыгодны (...). Конечно, зависит от цены, по которой продает Россия, но затраты на транспортировку однозначно намного выше, если везти морем", – заявил представитель Клайпедского порта Артурас Друнгилас.

Источник РИА Новости отмечал, что поставки нефти для Белоруссии из России на условиях 2019 года будут дешевле других поставок с мирового рынка минимум на 1,6 миллиарда долларов в год при их стандартном годовом объеме в 24 миллиона тонн.

В настоящее время Беларусь покупает только российскую нефть. В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.