РИГА, 13 янв — Sputnik, Андрей Татарчук. Красные гвоздики – традиционные цветы у подножия памятника на набережной Даугавы в этот день. В своем выступлении председатель Социалистической партии Латвии Владимир Фролов говорил о том, что кровь рабочих пролилась не напрасно. Социальные требования, прозвучавшие 115 лет назад, привели к значительным реформам во всем мире: как в Советской России, так и буржуазной Латвийской республике был введен 8-часовой рабочий день и повышена оплата наемного труда. И главное – революция показала, что самые широкие круги населения могут объединиться вокруг общей цели. В том случае это была борьба с экономическим и социальным неравноправием. К сожалению, все это в современной историографии Латвии снова сводится к национализму.
Им было нечего терять, кроме своих цепей
"Впервые латышский народ потребовал для себя свободу", - несколько лет назад заявила экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, говоря о расстреле демонстрации на улице возле набережной.
Это тенденция – все, что не делалось здесь, политически сводится к величию национального самосознания. Местные историки утверждают, что 13 января 1905 года в Риге расстреляна демонстрация под красно-бело-красным флагом, выступавшая против русификации в школах для латышей – подобная теория изложена в учебнике на русском языке Индулиса Кениньша для пятиклассников латвийских школ "Родной край". Так в историографии закрепляется положение, что участники революции 1905 – 1907 годов в Лифляндии и Курляндии и части Витебской губернии, ставшей в 1918 году Латгалией, боролись за национальный суверенитет и латышский язык в качестве единственного государственного языка.
"Важный момент – революция была не борьбой латышей против русских, как модно говорить сегодня на уровне высших государственных представителей, а восстанием против эксплуататоров, протестом пролетариата против классового бесправия. Свести все к национализму – это мелко, язык не настолько важен, как равные права всех жителей государства. Участники революции, начавшейся в 1905 году, много добились", - рассказал Sputnik Латвия представитель Рабочего фронта Латвии Артур Петров.
По словам выступавших у памятника, 115 лет назад партии эсеров и рабочих социал-демократов не строили никаких планов на независимость Латвии в современном формате. Причины, по которым рабочие рижских заводов вышли на демонстрацию в тот воскресный день, стали сильнейшие нарушения прав рабочего класса и растущая эксплуатация наемного труда. Крестьяне испытывали земельный голод и батрачили на помещиков, рабочие интересовались политикой, интеллигенты вступали в партии социалистов-революционеров и социал-демократическую рабочую партию.
Абсолютная монархия Романовых начинала рассыпаться, как песочный замок: в Польше, в Финляндии, во всех городах империи начинались восстания рабочих – по форме, революционный террор. С начала прошлого века было убито и ранено около 17 тысяч императорских чиновников, политиков и министров (около 9 тысяч – в революции 1905-1907 гг.). Императорская Россия потерпела поражение в русско-японской войне, переживала экономический и социальный кризис и быстро шла к своему концу.
Как говорит Владимир Фролов, рабочие в Риге 13 января вышли на демонстрацию в знак солидарности с товарищами из столицы России. В воскресенье 9 января в Санкт-Петербурге у Нарвских ворот, у Троицкого моста, на Шлиссельбургском тракте, на Васильевском острове, на Дворцовой площади и на Невском проспекте была расстреляна 150-тысячная демонстрация. Спустя четверо суток в Риге рижские рабочие вышли на демонстрацию в знак солидарности со столичными товарищами. По Карловской улице и далее по набережной они хотели выйти к губернаторскому замку.
В конце улицы у Даугавы их встретили огнем солдаты. В тот день 70 демонстрантов погибло, 200 было ранено, сотни - арестованы. В 1930 году, когда исполнилось 25 лет со времени первой Лифляндской революции, Карловую улицу переименовали в честь 13 января – кстати, защищал рабочих социал-демократов в 1905 году будущий первый президент Латвии Янис Чаксте, придерживавшийся социалистических и либеральных взглядов.
Красный террор, оружие пролетариата
По словам бывшего председателя Социалистической партии Латвии Альфреда Рубикса, вокруг интересов угнетенных в 1905 году в царской Лифляндии объединились все группы населения – рабочие, крестьяне и интеллигенция вступили на один путь. Уже летом первого года революции в Курляндии стали очень активны "лесные братья" – участники партизанского движения, взявшие свое название английских народных легенд о Робине Гуде. Целью их была не столько борьба с системой самодержавия, в конечном счете, мало кто из них видел даже императорский Зимний дворец. "Межабрали" уничтожали поместья местных остзейских баронов – более ста замков на территории будущей Латвии превратились в руины, а их хозяева были жестоко убиты.
По данным Охранного отделения, в конце 1906 года у еврейского Бунда было 33 тысячи членов, у русских большевиков - 13 тысяч, меньшевиков - 18 тысяч, у польских соцдемов — 26 тысяч, а латышских – 16 тысяч. Боевые ячейки социалистов-революционеров и рабочей партии соцдемов гремели по всей империи. С весны до осени 1905 года "лесными братьями" было совершено 211 убийств и покушений, 57 поджогов имений, 372 нападения на волостные управления, почту, казенные учреждения, повреждения телефонных и телеграфных линий, разрушения железнодорожного полотна и крушения поездов, около 500 экспроприаций. В мятежные района были введены дополнительные войска. В Курляндской и Лифляндской губернии было введено военное положение. Патрули проверяли жителей на наличие оружия.
Руководство ЛСДРП открыто призывало рабочих искать оружие и вооружаться, что сделали некоторые рабочие фабрик "Руссо-балт", "Феникс", "Мотор". Лифляндию и Курляндию охватили стачки и забастовки. Солдаты гарнизона Усть-Двинской крепости солидаризировались с восставшими матросами на броненосце "Потемкин", что привело к массовым беспорядкам в Дюнамюнде. К рабочим присоединились крестьяне из рижских окрестных усадеб – Шампетер, Солитюде, Анненхоф (Анниньмуйжа), Биненхоф (Бишумуйжа) и других.
В Ригу для координации борьбы был срочно прислан эмиссар РСДРП Мейер Валлах – будущий нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов. Издавались подпольные газеты "Циня", "Устав лесных братьев". Владимир Ленин, посетивший Ригу еще в 1900 году, очень высоко оценил боевой дух латышских товарищей. Более 7 тысяч участников революции в будущей Латвии были арестованы, почти 2500 – казнены.
В ночь на 7 сентября 1905 года группа вооруженных рабочих боевиков ЛСДРП совершила нападение на Рижскую центральную тюрьму на Матвеевской улице для освобождения заключенных. Руководил группой Екаб Дубельштейн (партийный псевдоним "Епис", в его честь в Лиепае названа улица), а подготовка к нападению проводилась на квартире боевика Фрициса Тиесниекса, члена Рижского комитета ЛСДРП.
Группа убила 15 тюремных охранников и освободила приговоренных к смертной казни товарищей Лацис-Крюгера и Шлесера. В нападении приняло участие около 50 человек, в том числе Христофор Салныньш ("Гришка"), которого партия послала в Бельгию и Германию для сбора оружия и помощи в освобождении Камо – арестованного друга Иосифа Сталина. В феврале 1906 года в Хельсинки группа боевиков под руководством Яниса Лютера ("Бобис") ограбила Финско-Российский государственный банк в Гельсинфорсе. На эти деньги в Гамбурге были куплены 500 маузеров, патроны и взрывчатка для боевиков.
Завоевания революции 1905 года
Истории латышских революционеров, безусловно, яркая и далеко не всем удобная сегодня страница истории, не совпадающая с упрощенной и искаженной трактовкой истории в духе Индулиса Кениньша и Вике-Фрейберги. По-разному сложились судьбы участников революции в 1905 года. "Епис" и "Бобис" были казнены. Ян Пече координировал вооруженное восстание в Москве во время Октябрьской революции 1917 года и стал членом Реввоенсовета РККА. Луиза Тиесниеце — одна из первых женщин-революционерок Латвии в начале января 1919 года стала организатором вооруженного восстания рижских рабочих, которое повлияло на успех Красной армии и провозглашение Латвийской социалистической советской республики ИСКОЛАТ. Участник ограбления банка в Гельсинфорсе Ансис Бушевиц стал в 1923 году министром финансов Латвии, а второй участник Геберт Элиас избрал путь живописца и стал даже при диктатуре Улманиса в 1938 году профессором Латвийской академии художеств.
В комментарии Sputnik Латвия бывший председатель ЦК Компартии Латвии и председатель Горисполкома Риги Альфред Рубикс заявил, что решительность революционеров в событиях 1905 – 1907 года позволила изменить мир. Ключевая роль тут у рабочего пролетариата, в Риге было около 60 тысяч рабочих. Ситуация, по словам Рубикса, была похожа на 1990 год, но новые политики периода "Атмоды" учли ошибки императора Николая II. Вместо рабочих заводов и фабрик у Латвии есть 600 тысяч эмигрантов, работающих в Англии, Швеции, Германии. Это те, кто мог бы выйти на демонстрацию за свои права, но они уехали навсегда.
"Эмигранты не будут участвовать в стачках и борьбе за права населения, а политическим путем это осуществить сложно в современных условиях, когда все местные политики являются сторожевой системой глобального капитализма. Политики – предатели интересов народа. Я могу говорить об этом открыто: я коммунист и коммунистом умру. В 1988 году лидер Народного фронта Анатолий Горбунов призывал в Ригу молодых рабочих из Узбекистана, Грузии других республик, но Дайнис Иванс уже пугал наплывом советских рабочих для строительства рижского метро. Рига была промышленным городом, и это все было необходимо разрушить для избежания социальных протестов. Разделить население по национальному признаку, посеять национализм и вражду ради укрепления позиций капитала в Латвии с 1990 года получилось. Только революция 1905 года дала Латвии 8-часовой рабочий день и другие завоевания социализма. Она сделала Латвию социалистической. К сожалению, наше общество очень разделено. Но мы видели у памятника революционерам 1905 года в Риге много молодежи – я верю, что неравенство в Латвии будет уничтожено", - говорит Алфред Рубикс.