РИГА, 10 янв — Sputnik. Спасаясь от насилия и вымогательства со стороны гражданского мужа, латвийская предпринимательница Кристине Мисане в мае 2018 года сбежала в Латвию из ЮАР вместе с детьми. Теперь в Южной Африке ее обвиняют в том, что она похитила ребенка у отца, нарушила решение суда и вывезла ребенка за границу, рассказывает канал TV3.
Побег и арест
Кристине Мисане успешно вела свой бизнес в Мозамбике с 2003 года. В 2011 году она познакомилась с гражданином ЮАР, спустя четыре года у пары родилась дочь, в семье воспитывался и сын Кристине от первого брака. По словам Мисане, конфликт с гражданским мужем начался, когда она отказалась дать ему крупную сумму. Мужчина решил расстаться и начал обращаться с Кристине жестоко. В какой-то момент муж готов был передать дочь родственникам Мисане в Латвию, но требовал полмиллиона евро якобы на переезд дочери.
Хотя в марте 2017 года Кристине получила временную правовую защиту от мужа, это не помогло. В мае 2018 года он напал на нее и жестоко изнасиловал, пригрозив то же сделать с ребенком. Женщина забрала детей и сбежала.
Несколько месяцев Кристине спокойно прожила в Латвии, пока в декабре 2018 года она не полетела по делам в Мозамбик через Копенгаген, где ее арестовали. ЮАР с помощью Интерпола объявила женщину в международный розыск. Все это время Мисане провела в датской тюрьме.
МИД Латвии год бился, чтобы не допустить выдачу гражданки Латвии из Дании в ЮАР. Женщине оказывается консульская помощь, латвийские представители участвуют в заседаниях суда в Дании. Датским властям направлен целый ряд нот, вовлечен и министр иностранных дел, но результата никакого нет. Дания обращения официальной Риги проигнорировала.
"Это компетенция независимого суда. Министерство иностранных дел не может повлиять на правовые процессы ни в Латвии, ни за рубежом — это тот ответ, который мы получили из Дании", - рассказал представитель МИД Латвии Янис Бекерис.
Не выдавайте
На следующей неделе датчане планируют выдать Мисане в ЮАР, где ее ждет тюрьма.
В заявлении Кристине СМИ говорится: "Если меня выдадут для уголовного преследования в ЮАР, понятно, что в принципе это равноценно смертному приговору. Мне грозит тюремное заключение на 15 лет.
Есть только одна просьба — не отдавайте на верную смерть в нечеловеческих условиях в африканской тюрьме!"
Именно ужасающие условия в Африканской тюрьме беспокоят министерство иностранных дел.
"На международном уровне констатированы нарушения прав человека в местах заключения в Южноафриканской Республике,в международных докладах констатируются и случаи массовых заболеваний в местах заключения, и унижающее человеческое достоинство отношение к заключенным", - отметил Бекерис.
Кристине Мисане критикует Латвийскую генпрокуратуру, но там отвергают упреки в том, что якобы отказались перевезти гражданку в Латвию и рассматривать дело тут. Оказалось, что это невозможно. Европейский ордер на арест мог бы быть выдан, если бы латвийские законы за соответствующие преступления предусматривали наказание более одного года. Однако в Латвии за это грозит только тюремное заключение на срок до трех месяцев. Так что правовое основание для выдачи европейского тюремного ордена отсутствует, пояснили в Генпрокуратуре.
Остается ждать
В ведомстве заявляют, что теперь остается только ждать, когда Мисане выдадут в ЮАР.
"После передачи лица в Южноафриканскую Республику прокуратура Латвии сможет обратиться в прокуратуру ЮАР и попросить перенять этот процесс, или же после осуждения министерство юстиции может обратиться в компетентные органы ЮАР и попросить передать лицо для исполнения наказания в Латвии", - объяснила представитель Генпрокуратуры Лаура Маевска.
Решение ЮАР будет зависеть от того, удовлетворит ли их максимальное наказание, которое предусмотрено в Латвии, то есть три месяца. Возможно, вынесенный в ЮАР приговор придется выполнить в полном объеме.
"Не может быть так, что человек уезжает в Латвию, и его через два дня выпускают на свободу. Нет, мы гарантируем, что мы исполним это наказание", - заявил заместитель директора департамента международного сотрудничества Минюста Илварс Туркопулс.
Единственная надежда — это помилование президента Латвии.