После нового года эксперты, в основном, хвалили латвийских вождей в лице президента Эгилса Левитса и премьера Кришьяниса Кариньша за новогодние поздравления вверенному им народу. Однако большинству латвийцев, возможно, ближе будет мнение, опубликованное перед праздником на портале Pietiek.com. В нем говорится, каким должно быть обращение к народу.
Жить стало лучше?
Настоящему отцу нации надо было бы выйти к народу с суровой, не приукрашенной правдой, только где такого взять? Начинает автор с риторического вопроса.
Дело нешуточное — с утра проснуться и узнать, что ты — "отец нации". Это накладывает обязательства и заставляет отказаться от многого. Ну, например, больше нельзя позволять себе публично зажимать свою спутницу и хватать ее на глазах у всех... Если прежде такими действиями ты оскорблял только своих женушку и детей, то теперь оплеваны будут уже все жены нации.
Экс-президент Раймондс Вейонис хотя бы старался маскироваться и использовал хитрость, унаследованную от древних латгальских вождей — встречаться с любимой в командировках и, выступая публично, держать руки там, где положено по протоколу, тем самым подчеркивая и демонстрируя народу свою нравственность.
Если ты - "отец народа", твоя главная обязанность — не врать народу и, наконец уже, говорить правду — Латвия и ее народ находятся перед лицом катастрофы, продолжает автор уже серьезно. Вместо этого Левитс кудахчет хором любимый лозунг властвующей системы: "Латыши никогда не жали так хорошо, как теперь!"
Понятно, что Латвии есть много тех, кто своим трудом заслужил быть состоятельным. Но ни у одного из честных состоятельных латвийцев рот не откроется, чтобы сказать такие слова по отношению ко всему народу и государству в целом!
Ведь общий результат сокрушительно плох, поэтому правящие кудахчут о "историях успеха" и "счастливой жизни латышей". Партиям, которые все эти 30 лет были у власти в Латвии разворовали ее, нечего положить на стол, не о чем отчитаться перед народом, из-за этого весь этот театр, уверен автор.
Как понять, что народу живется хорошо
По каким критериям можно утверждать, что человек хорошо себя чувствует в своем государстве, хорошо живет и счастлив, рассуждает автор.
И первый показатель - это цифра в 600 тысяч покинувших родину - каждый третий житель страны, избавившийся от этой "счастливой жизни". Почему? Что нужно, чтобы латвийцы чувствовали себя комфортно на своей земле?
Многое. Может быть, в первую очередь, быть здоровыми, иметь хорошее здравоохранение. Есть оно? Нет, этого нет даже на удовлетворительном уровне!
Потом латышам надо быть хорошо образованными. Хороша ли образовательная система? Нет! Она не удовлетворительна!
Латвийцы должны иметь возможность хорошо зарабатывать благодаря ясной и упорядоченной налоговой политике. Есть такая? Нет. И латвийские предприниматели бегут к соседям в Эстонию, регистрируя бизнес там.
О государстве обычно еще судят по тому, как оно заботится о своих пенсионерах, каково в нем социальное обеспечение. Находится ли оно в Латвии на сколько-нибудь удовлетворительном уровне? Нет ведь! Вдумайтесь, у нас пятая часть пенсионеров выживает на пенсию в 84 евро!
И никто не видит всего этого цинизма и абсурда, предпочитая притворяться слепыми. Мы потеряли треть населения, главные отрасли на катастрофически низком уровне, но трубадуры системы во главе с "отцом нации" говорят, что латыши никогда еще не жили так хорошо.
Увы, это лишний раз доказывает, что Левитс будет оратором, а не деятелем и во внутренние дела слишком вмешиваться не будет.
Кто же скажет народу горькую правду? Ведь вся интеллигенция молчит у своих, выданных им системой, тарелок. Молчит, чтобы тарелку не отняли, а еще, чтобы выразить благодарность, что их имена не нашли в "мешках ЧК".
Чего никогда не скажет профессор
Принимая во внимание особое геополитическое положение, Латвия должна сотрудничать с более сильными странами. Но в то же время нужно защищать свои интересы, а не выполнять безропотно все подряд указания. Об этом кардиохирург, профессор Латвийского университета, вице-президент Академии наук Андрейс Эрглис рассказал в интервью Neatkariga Rita Avize.
Эрглис - внук Паулса Страдыньша, создателя латвийской системы здравоохранения, легендарного хирурга. Братом мамы Андрейса Эрглиса был академик Янис Страдыньш. Сыновья Андрейса тоже выбрали медицинскую стезю. И это уже четвертое поколение в династии.
В 2016 году бригада из четырех хирургов – Романа Лациса, Петериса Страдыньша, Улдиса Страздиньша и Андрейса Эрглиса – оперировали сердце тогдашнего президента Латвии Раймондса Вейониса.
Как признал позже Эргилс, в тот момент его положение было не из легких. Можно было, конечно, отвезти Вейониса за границу. Но латвийская команда доказала, что президента можно оперировать в Латвии. Потому что здесь есть врачи высочайшей квалификации. Надо только дать им то, что им необходимо.
В интервью Эрглис высказался не только о положении в медицине, но и о культурном влиянии разных стран в Латвии, и о своем отношении к визиту министра юстиции Яниса Борданса в США и последовавших за этим санкциях.
По его словам, Янис Страдыньш был наполовину русским, но никто не мог вообразить большего патриота латышского народа, чем он. Да, у нас было очень сильное влияние русских, и это понятно, много смешанных семей и так далее. Мы живем по соседству, но в то же время понимаем, что хотим жить в другом культурном пространстве, поэтому нам надо решить, как это сделать.
"Я довольно часто езжу в Россию, встречаюсь с фантастическими людьми, работаю вместе с ними, и я никогда не скажу им: я с вами говорить не буду, потому что вы русские!" - подчеркивает профессор.
То же самое с американцами: мы в НАТО, у нас есть общие планы обороны, и нам – как малой стране – надо сотрудничать с более сильными. Но хирурга поражает то, столько американских идей мы сразу же вписываем себе в законы, а это нельзя оправдать, это вопрос самоуважения.
В Латвии будет 200 тысяч девяностолетних
По мнению Эрглиса, мир сейчас развивается так быстро, что люди перестают понимать смысл происходящего. Например, 20 лет назад в Латвии было примерно 55 тысяч восьмидесятилетних, а сейчас у нас уже 109 тысяч восьмидесятилетних.
"Это означает, что нам нужны рабочие места абсолютно нового типа (нам надо вовлекать в труд этих людей), нам нужны совсем другое удовлетворение социальных нужд, иные культура и развлечения. Нам нужно готовиться к абсолютно другой формации! Каким будет свободное время этих людей, их интересы, что им будет нужно в магазинах, каким должно стать здравоохранение и так далее? Что будет дальше? Еще через десять лет у нас будет 190 тысяч девяностолетних! И все они будут голосовать за Латвийское государство. А теперь скажите: будут ли их желания и их голосование такими же, как у двадцатилетних? Конечно, нет! От этого можно с ума сойти… И об этих вещах государству надо думать в первую очередь!", - заявил профессор.
Обещание роста зарплат — провокация
Ситуацию с невыполненными обещаниями медикам Эрглис назвал провокацией.
"Надо найти причины: кто именно предложил вписать в закон повышение зарплат на 120 миллионов евро? – говорит он. - Это, на мой взгляд, была большая провокация. Хорошо, был один человек, который предложил, но все остальные все же проголосовали за это предложение. Все, не один! Если бы были какие-то обсуждения, был анализ…"
Гораздо больше Эрглису по душе позиция министра здравоохранения Илзе Винькеле, которая сказала повысить зарплаты медикам настолько невозможно. "Она хотя бы не лжет, - пояснил он. - Врачу надо уметь сказать пациенту, какой у него диагноз. И лгать нельзя. И нельзя сыпать пустыми обещаниями, что ты уже скоро встанешь и пойдешь. Это будет шарлатанством".
Впрочем, о том, что людям надо говорить правду, мы уже читали в предыдущей заметке нынешнего обзора прессы.