Схема содержания Клайпедского СПГ-терминала может оказаться негодной

Входящий в Achemos grupe завод Achema, который владеет 10% акций Klaipedos nafta, подает в суд на практически все решения, связанные с техническим обслуживанием терминала СПГ
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 31 дек — Sputnik. В Литве засомневались в правильности выбранной модели обслуживания Клайпедского СПГ-терминала: при решении взять кредит и перераспределить расходы на несколько лет вперед не учитывали перспективы крупнейшего потребителя газа и одного из основных операторов терминала - йонавского производителя удобрений Achema.

Оператор СПГ-терминала в Клайпеде – компания Klaipedos nafta – берет кредит у Северного инвестиционного банка размером в 134,1 миллиона евро под менее чем 1% годовых сроком на 26 лет. Эти деньги позволят перераспределить на более длительный срок затраты на содержание Клайпедского терминала СПГ Independence. С января затраты на аренду терминала сократятся с 62 до 36 миллионов евро в год. Achema, которая использует около половины от всего объема газа, импортируемого через терминал СПГ, до сих пор за техническое обслуживание платила около 20 миллионов евро в год.

Стало известно, сколько Литва потратит на покупку СПГ-терминала

По мнению главы группы советников по вопросам окружающей среды и инфраструктуры, эксперта по энергетике Ярослава Неверовича, стратегия обслуживания терминала СПГ была основана на предположении, что обстоятельства не изменятся и Achema будет потреблять газ в тех же объемах, что и сейчас. Однако, если микро- и макроэкономические условия для бизнеса изменятся, текущие эксплуатационные расходы по содержанию терминала, которые сейчас несет Achema, должны будут взять на себя другие пользователи.

"Главный вопрос, который, возможно, недостаточно обсуждался, - это проблема Achema, основного потребителя газа в Литве, - заявил Неверович в интервью радиостанции Ziniu radijas. - Что, если эта стратегия и обстоятельства изменятся? Тогда 50% всех этих расходов должны будут нести все потребители, поскольку в Литве не останется того газа, который прибывает в Литву для потребления и тех, кто его оплачивает", - сказал Неверович.

"На эти вопросы нужно ответить. Является ли эта модель устойчивой, правильна ли она или имеется, возможно, лучшая альтернатива", - добавил он.

Ранее сама Achema в качестве одной из альтернатив снижения затрат на содержания терминала предлагала правительству сменить судно Independence на другое - меньшей мощности, поскольку такой объем газа, который в год можно регазифицировать на Клайпедском терминале, самой Литве не нужен, а нарастить экспорт в соседние страны не удается - соседи предпочитают покупать более дешевый трубопроводный газ у "Газпрома".