Транзит

Продайте порт - получите грузы: Китай шантажирует Прибалтику

Литва отказывается продать контрольный пакет акций в Клайпедском порту Китаю - даже ради увеличения потока грузов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Китай хочет купить контрольный пакет акций в порту Клайпеда в рамках инициативы "Один пояс – один путь", однако в Литве и США опасаются, что Пекин на самом деле пытается получить политические рычаги влияния с тем, чтобы воспрепятствовать военным операциям НАТО в случае кризиса, пишет американский журнал Washington Examiner.

По данным издания, китайская сторона якобы обещала литовцам экспортировать товары, которые будут производиться в белорусском индустриальном парке "Великий камень", через Клайпеду в обмен на контрольный пакет акций в глубоководном порту. В ходе переговоров азиатские партнеры якобы намекнули, что Литва не получит никаких инвестиций, если не согласится на кооперацию.

Президент Литвы назвал "угрозой" инвестиции Китая в Клайпедский порт

"Китай говорит: нет, нет, нет, мы хотим инвестировать, но нам нужен контроль, нам нужно 50% и больше", - рассказал изданию один из балтийских чиновников, знакомый с ходом многолетних переговоров. По его словам, Китай может экспортировать через Клайпеду, а может выбрать какой-нибудь другой порт в регионе, и это тоже – способ давления.

Однако литовские власти выступают против такой сделки.

"Мы не можем допустить, чтобы Китай контролировал Клайпедский порт", - заявил журналу министр обороны Литвы Раймундас Кароблис.

По его словам, статус Клайпедского порта обсуждался на совещаниях НАТО в течение этого года в контексте предупреждений США о том, что Китай планирует использовать передовые телекоммуникационные технологии для получения доступа к системам связи НАТО.

Евросоюз хочет подсчитать китайские инвестиции

"На протяжении нескольких месяцев союзники оценивают влияние приобретения, контроля или прямых иностранных инвестиций в ряд стратегических объектов инфраструктуры и технологий государственной важности, - рассказал изданию один из чиновников НАТО. – Нахождение портов, железных дорог и аэродромов в иностранном владении может также повлиять на возможности альянса перемещать военные силы в Европе".

Кароблис отметил, что покупка Пекином Клайпедского порта создала бы препятствия для прибытия военных грузов, оборудования или подкрепления в случае кризиса. Литовские власти, отказываясь от продажи контрольного пакета акций, предупреждают других членов НАТО о рисках подобных соглашений.

"Наша позиция заключается в том, что это стратегический инфраструктурный проект. Мы не можем позволить себе зависеть от Китая", - сказал Кароблис.