РИГА, 25 ноя — Sputnik. С 1 января будущего года в Латвии вступит в силу новый закон об административной ответственности, после чего полицейским и водителям придется несладко, рассказывает передача De facto Латвийского телевидения.
Новый закон, принятый в октябре прошлого года, придет на смену Кодексу административных нарушений, который был создан еще в советские времена и который с поправками, но служил все это время с момента восстановления независимости. Изменения затронут и порядок назначения штрафов, и сами штрафы. Но министерства еще не выполнили домашнюю работу, и полицейские, которым с 1 января придется назначать новые штрафы водителям, не смогут этого сделать.
Ежедневно полицейские составляют около пяти сотен протоколов о нарушении правил дорожного движения. Это около 190 тысяч за год. С 1 января составление каждого протокола может занимать более часа – при условии, что дело вообще до этого дойдет.
"Этот переход будет очень ощутимым. В том числе и для работников полиции, для которых многое будет неизвестно. Поскольку теория – это одно, а на практике – совершенно другое, и, конечно, от этого страдает общество. Поскольку ясно, что могут быть отдельные нарушители, к которым 1 и 2 января полиция не сможет применить штраф", - сказал начальник Управления безопасности дорожного движения Нормундс Крапсис.
Если до сих пор все штрафы были вписаны в Кодекс административных нарушений, то впредь каждый из них придется искать в законе по конкретной отрасли. Например, наказания за нарушение правил дорожного движения будут прописаны в законе о дорожном движении. И хотя за такие нарушения чаще всего назначается административный штраф, соответствующие поправки к законам все еще не приняты.
"К сожалению, министерства отложили продвижение законопроектов на последний момент, потому что на самом деле решения о такой концепции были приняты почти десять лет назад", - сказала заместитель госсекретаря министерства юстиции Лайла Медина.
При этом около трех десятков законов, в которых должны быть определены размеры штрафов, еще даже не дошли до Сейма. Треть из них находится в ведении министерства охраны среды и регионального развития.
"Мы подали законопроекты на согласование, сейчас идет очень сложное согласование с другими отраслевыми министерствами. Мы надеемся, что за эти недели нам удастся преодолеть инерцию, которая возникла в этом юридическом согласовании", - объяснил министр охраны среды и регионального развития Юрис Пуце.
Не до конца закончена и не протестирована и электронная платформа APAS, которая должна работать с административными нарушениями. На ее создание министерство внутренних дел направило из собственных ресурсов более двух миллионов евро. Как объяснили в МВД, систему невозможно полностью закончить и протестировать, пока не принят, к примеру, закон о дорожном движении, который включает в себя большую часть применяемых штрафов.
МВД уже неоднократно просило правительство и Сейм отложить срок вступления закона в силу – на полгода или на год, отмечая, что иначе в начале года может наступить хаос.
"Я, как министр, прошу подготовиться к этому процессу качественно, вовремя принять все нормативные акты, чтобы информационный центр мог закончить свою работу по программированию и тестированию, а также обучить полицейских новому закону об административных нарушениях. И только тогда мы фактически смогли бы начать выполнять этот закон. И потому еще летом просили продлить срок вступления нового закона в силу по меньшей мере на полгода, чтобы люди могли качественно закончить работу", - сказал министр внутренних дел Сандис Гиргенс (KPV LV).
В Минюсте, который продвигал закон об административных нарушениях, считают, что причины сдвигать сроки его вступления в силу нет, а не до конца работающая IT-система не может быть поводом для отсрочки.
Глава юридической комиссии Сейма Юта Стрике (Новая консервативная партия) не видит, почему вышеназванные причины могут помешать исполнению закона с 1 января. Возможность возникновения хаоса она исключает.
В МВД опасаются, что 1 января реформа станет адом для сотрудников полиции. Ведомство сообщило передаче, что хотя у него есть план Б, в любом случае придется считаться с недовольством населения.