Транзит

В Латвии придумали, как вернуть перевалку белорусских удобрений из Клайпеды

Создание совместных предприятий, обеспечение возможности принимать длинные грузовые составы, открытие приграничного участка для всех железнодорожных перевозчиков и в целом либерализация на рынке грузоперевозок помогут привлечь белорусский транзит, считают в BATL
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 22 ноя — Sputnik. Беларусь для Латвии является стратегическим партнером, калийные удобрения из этой страны могли бы серьезно восполнить падение грузооборота железной дороги и портов балтийской республики. Чтобы этого добиться, надо действовать быстро — в первую очередь речь идет о конкурентоспособных тарифах, заявил BNN член правления "Балтийской ассоциации — транспорт и логистика" (BATL) Иварс Ландманис.

В Беларуси освоены новые месторождения калиевой соли, объемы ее производства растут, а вместе с тем растут и объемы экспорта. Недавно представители "Беларуськалия" посетили Латвию с тем, чтобы оценить возможности везти свои удобрения не только через Литву, но и через соседнюю республику, отметил Ландманис. По его словам, чтобы привлечь белорусских экспортеров, прежде всего, нужно предложить хороший тариф на перевозки, возможность перевозить через Латвию более длинные, чем сейчас, грузовые составы, а также разрешить работать на приграничном участке всем железнодорожным перевозчикам грузов, устранив тем самым монополию дочерней компании Latvijas dzelzceļš — LDz Cargo.

Лишь бы Латвии не досталось: в Литве готовы пойти на сделку с совестью ради грузов

"Видение BATL об улучшении ситуации совпадает с предложениями Государственной железнодорожной администрации. Они связаны с остановкой или снижением роста себестоимости в условиях серьезного спада объемов грузов", — сказал Ландманис.

В целом, согласно видению железнодорожной администрации, необходимо максимальное открытие рынка и введение конкуренции в оказании всех тех услуг, которые необходимы для обеспечения перевозок, что будет способствовать прозрачному формированию и снижению цен на транзит.

По мнению Ландманиса, именно из-за увеличения тарифов белорусские экспортеры калийных удобрений ушли в свое время из Вентспилсского порта.

"Тогда партнеры просили снизить тариф, и латвийская сторона обещала сделать это — особенно выразительно эти обещания поступали со стороны ГАО Latvijas dzelzceļš. Однако обещание не было выполнено. Хуже того, тариф был повышен. Таким образом, протоптанная дорожка через Вентспилс перенаправилась на клайпедские порты. (…) Обида была долгой. Но нужно понимать, что времена меняются, сменились и "политические лица". Поэтому в политической повестке дня Латвии появилась эта задача — укрепить сотрудничество с Беларусью", — сказал Ландманис.

Стратегический вопрос: что в Латвии ждут от визита Лукашенко

Он добавил, что в этом вопросе есть понимание и с МИД Латвии, министр Эдгарс Ринкевичс выделяет эту тему как приоритетную.

"Также велись переговоры и с послом Латвии в Беларуси, который поддерживает вопрос о значении калиевой соли, о ее транспортировке через Латвию на дипломатическом уровне. И министр сообщения Талис Линкайтс тоже подчеркивает это как одну из главных задач. Далее все зависит от предложений предпринимателей и от их сотрудничества с латвийскими госучреждениями. Всем следует работать вместе", — заключил Ландманис.

Ранее, в начале ноября, посол Латвии в Беларуси Эйнарс Семанис и председатель палаты представителей Беларуси Владимир Андрейченко во время встречи выразили мнение, что стратегическим вопросом для двух стран является сотрудничество в транспортно-транзитной сфере. Семанис сделал акцент на железнодорожных перевозках, перевалке грузов через латвийские порты. "Латвия, как и Беларусь, очень заинтересована во всех вопросах, которые связаны с транзитом и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений", — сказал латвийский посол.

Вероятно, этот вопрос будет обсуждаться в ходе визита президента Беларуси Александра Лукашенко в Ригу, который анонсирован на 2020 год. По мнению экспертов, Латвия имеет шансы договориться с белорусскими властями о стратегическом торгово-экономическом партнерстве. Поставки в Латвию электроэнергии со строящейся БелАЭС (против которой активно выступает Литва) могут вернуть и калийный транзит через латвийские порты.

Также Александр Лукашенко заявлял, что республика прорабатывает альтернативы поставкам нефти из России из-за проводимого там налогового маневра: по нефтепроводу Одесса — Броды, по реверсу из Гданьска и через порты Латвии и Литвы.