РИГА, 21 окт — Sputnik. Еще год назад защитники прав потребителей не знали, как дисциплинировать латвийских блогеров и инфлюенсеров, которые не указывают, что их публикации являются рекламными, но теперь ситуация может измениться. На помощь PTAC пришли рейтинги, создаваемые агентствами общественных отношений, в которых латвийские лидеры мнений упорядочены по влиянию на аудиторию.
"В данный момент в поле нашего зрения находятся 80 инфлюэнсеров. Это и крупные, и средние и нано-инфлюенсеры. В отношении 18 инфлюенсеров начаты дела о надзоре, особенно под надзором будут те публикации, в которых используются хештеги", - рассказала передаче LNT TOP10 представительница PTAC Эвия Лене пишет db.lv.
Имена, попавших под надзор инфлюенсеров не называются, но известно, что это топовые латвийские лидеры мнений. Проблемы не возникнет в том случае, если в их публикациях будут обнаружены хештеги #reklāma, #sadarbība, #sponsorēts, #apmaksāts. Тогда защитники прав потребителей будут считать, что закон соблюден.
Блогерам и инфлюенсерам также следует соблюдать закон о запрете нечестной коммерческой практики. Пока никто не был наказан или предупрежден, но этот момент уже недалек. "Если требования не соблюдаются и влиянию подвергается большое число потребителей, мы можем начать дело. И максимальный штраф, который можно применить - 100 тысяч евро. Наша цель не сразу наказывать. Наша цель - сначала проинформировать инфлюэнсеров, так как этот рынок еще нов", заверила Эвия Лене.
Не хотят платить налоги
Тема блогеров и инфлюенсеров становится все актуальнее - в этом году многие рекламодатели прибегали в своих кампаниях к помощи Instagram и YouTube. Так, агентство NewBlack в этом году сотрудничало с сотней инфлюэнсеров. По словам ее руководителя Артура Медниса, вознаграждение за работу инфлюенсеров в этом году стремительно выросло - до 5 тысяч евро, плюс налоги. В среднем речь идет о сумме от 100 до 500 евро за публикацию. А тысячи платят тем инфлюэнсерам, с которыми агентство ведет ежемесячное сотрудничество в течение года.
Правда Меднис отметил, что работа с отдельными инфлюэнсерами показала, что часть является непрофессионалами - они не в состоянии качественно оформить содержание, не говоря уже о срывании сроков и финансовых вопросах.
Похожее наблюдение и у специалистов из компании A.W.Olsen & Partners.
"Они не хотят платить налоги. С одной стороны инфлюенсеры хотят продать рекламу в своем профиле, но в то же время не понимают, что нужно работать в налоговой системе Латвии. Их нужно убеждать, почему нужно заключить авторский договор", - говорит представительца A.W.Olsen & Partners Мария Воркуле.
В свою очередь руководитель отношений с инфлюенсерами Golin Rīga Денис Шевелев отметил, что в среде дигитального влияния в Латвии сейчас произошло разделение. Те, кто соблюдают главные принципы инфлюенсера - создают качественное, оригинальное и полезное для подписчиков содержание, соблюдают этику, и требования закона - все громче критикуют тех Instagram блогеров, для которых первостепенным является зарабатывание денег и они вставляют рекламу в почти каждую публикацию.
Есть еще и третья группа блогеров - поддельные инфлюенсеры, которые хотят получать деньги от рекламы, используя различные ухищрения с увеличением числа подписчиков.