РИГА, 11 окт — Sputnik. Правозащитнику Александру Гапоненко грозит 22 месяца заключения за "разжигание розни". Что будет с Гапоненко и что же из себя представляет это "разжигание"? Президент Украины Владимир Зеленский едет в Латвию. О чем будут говорить президент Латвии Эгилс Левитс и украинский лидер? При чем тут президент США Дональд Трамп, выборы, коррупция, компромат и скандал?
Насколько реальна идея бойкота школ Латвии, которая была выдвинута русскими Латвии в ходе акции протеста "Нет реформе" в Риге? 75-летие освобождение Риги. Перед властями Латвии сложная задача - убить память.
Об этих и других актуальных и острых событиях беседуют публицист и общественник Владимир Линдерман и Журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре политических событий для Sputnik Латвия на Youtube.
Что такое "разжигание" в Латвии
Правозащитник, профессор Александр Гапоненко обвиняется по статье 78 Уголовного закона Латвии "Нарушение национального и расового равноправия, ограничение прав человека" - другими словами, за разжигание этнической розни. Базой для обвинения служат семь небольших отрывков текстов, в разное время опубликованных в Facebook. За эти публикации прокурор просит приговорить Гапоненко к к 22 месяцам реального заключения.
Что же на самом деле означает формулировка "разжигание розни" и могут ли Гапоненко на самом деле посадить в тюрьму почти на 2 года?
Линдерман лично присутствовал на заседании по делу правозащитника. По его словам, выступление прокурора затянулось и слово адвокату Гапоненко будет предоставлено только 4 ноября. Прокурор потребовал в итоге год и 9 месяцев лишения свободы для правозащитника. И, как отмечает Линдерман, это весьма суровое наказание.
Так в чем же провинился профессор перед законом Латвии? В тех семи публикациях в Facebook, за которые его судят, есть высказывания относительно американской политики в Латвии, относительно внутренней политики, отношения к легиону СС и другие разной степени жесткости критические политические высказывания.
По мнению Линдермана, это говорит о том, что в Латвии меняется трактовка относительно того, что из себя представляет "разжигание розни". ПРоисходит полный отрыв от классического определения.
"Для чего придумывалась статья "разжигание розни" во всем мире? По идее, эта статья должна препятствовать программированию общественного сознания унижениями и оскорблениями какой-то религиозной или расовой группы и так далее. Нельзя ее совокупно обзывать, нельзя сравнивать с насекомыми или микроорганизмами, в духе, "вши", "тараканы", как некогда это сделал депутат Сейма Эдвинс Шноре. Проще говоря, нельзя расчеловечивать, дегуманизировать, прививать в обществе мысль, что эти люди - не люди, а существа, которых походя можно раздавить и от этого будет благо для всех. Но в Латвии теперь "разжигание" трактуется иначе - нельзя раздражать титульную нацию ", - пояснил Линдерман.
Относительно того, как это происходит сейчас в Латвии. Можно представить ситуацию так, что нельзя встать на перекрестке и распевать с аккордеоном советские песни. Это же будет раздражать латышей, ввергнет их в неприятное эмоциональное состояние. А если часть общества примется подпевать? Значит тот, кто начал петь, создал конфликт. Так можно дойти до абсурда, из серии, что нельзя хвалить одну футбольную команду, ведь другая обидится, отметил Линдерман.
"Это все переходит в борьбу с инакомыслием. Все, что раздражает латышей, в понимании властей Латвии, будь то критика правящих или союзников, каких-то моментов истории или мероприятия, связанные с победой в Великой Отечественной войне. Все это трактуется, как разжигание ненависти. Это бред, но Латвия на грани того, что этот бред станет реальностью. И это не только инструмент борьбы с инакомыслием, это главным образом инструмент борьбы с общественными активистами, представляющими русское сопротивление". - подчеркнул Линдерман.
Относительно того, что будет с Гапоненко, Линдерман заявил, что латвийские судьи обычно более разумные, чем местные спецслужбы и прокуратура. И, как правило, в политических делах выносят более обоснованное решение. Кроме того, впереди еще речь адвоката. Но так или иначе приговора суда по делу правозащитника стоит жать ближе к концу года.
Что задумали Латвия с Украиной
Тем временем Латвия готовится к визиту президента Украины Владимира Зеленского. Визит намечен на 16 октября. Ранее Зеленский уже приезжал в Латвию, правда, не как президент Украины, а как артист. Теперь же ему предстоит посетить страну в новом статусе и решать абсолютно другие вопросы вопросы на новом уровне. В чем же будет заключаться суть визита Зеленского? С какой конкретной целью он едет в Латвию и встречается с лидером страны Эгилсом Левитсом?
Линдерман считает, что первоочередным вопросом в повестке Зеленского и Левитса является история, связанная с подготовкой к выборам в США. И Трамп активно копает под своего потенциального соперника Джо Байдена, который с 2014—2016 годы считался неофициальным куратором Украины от США. И, как полагает, Трамп и не только он, сын Байдена. который на Украине занимал пост в крупной компании, замешан в различных коррупционных схемах. В связи с этим президент США попросил Зеленского провести расследование.
Цель Трампа - накопать политический компромат на соперника. Оппонентов Трампа в Сенате США такая постановка вопроса - использование Украины в собственных интересах - возмутила. А Зеленскому было бы лестно выполнить просьбу американского лидера.
Все это очень интересно, но возникает вопрос, при чем тут Латвия? А Латвия здесь замешана через деньги, которые сын Байдена получал. Эти деньги отмывались как раз через Латвию и через Кипр. Но Кипр не открывает финансовую тайну, отказывается делиться документами, которые могли бы лечь в основу дела. А что же Латвия?
"Я не исключаю, что Зеленский приезжает, в том числе, для того, чтобы попросить Латвию провести свое расследование и помочь ему. Он поможет Трампу, и никто в накладе не останется. Вся эта история лишний раз говорит о том, насколько цинична большая политика", - заметил Линдерман.
Возможно, Латвия согласится помочь Украине, тем более, на протяжении довольно долгового времени латвийская сторона ведет себя по отношению украинской так, будто взяла над ней шефство. Но кто поможет русским Латвии?
Задача сопротивления
В прошедшие выходные русскоязычные жители вышли на марш "Нет реформе", где протестовали против перевода латвийских школ и детсадов на латышский язык обучения, и даже высказывали идею бойкотировать латвийские школы.
Линдерман заявил, что сейчас проблема состоит в том, что необходимо найти новые методы борьбы для мобилизации сторонников. По его мнению, митинги - это хороший вариант действий, но власти Латвии эти акции упорно игнорируют. Это означает, что надо придумать что-то, что они игнорировать не смогут.
"Наша задача в том, чтобы заставить власти забеспокоиться, принудить к какой то форме диалога", - подчеркнул публицист.
Но, как он отметил, бойкот будет довольно сложно организовать, потому что этого нельзя сделать без самих учащихся, без их вовлеченности в процесс - а это на данном этапе самый слабый момент оппозиции. И дело не в том, что школьникам нравится переход на латышский, а дело в том, что перед молодежью сейчас стоят такие возможности, которые позволят не участвовать в борьбе за свою культуру на месте, а просто уехать и не участвовать в этой борьбе. В этом Линдерман видит проблему. И задача вовлечения молодежи остается важнейшей для русских Латвии, подчеркивает публицист.
Тем более, что сопротивление русским со стороны властей идет беспрерывно и на беспринципной основе. Взять, к примеру, возмущение Латвии в отношении празднования россией 75 лет освобождения городов Европы от немецкой оккупации. И странно, как латвийские власти до сих пор не запретили реконструкцию на Киш-озере. Судя по всему, руки пока не дошли.
Линдерман убежден, что у властей Латвии непочатый край работы. Им еще надо запретить праздновать 9 Мая, и до 13 октября они тоже доберутся и будут трактовать свои запреты такими статьями, как "оправдание оккупации", "разжигание ненависти" и все в таком духе.
"Работы у латвийских властей непочатый край, потому что пока еще русское сообщество Латвии живо и жива память о Великой Отечественной войне, которую никаким образом убить не удается. Более того, растет число людей, приходящих на акцию "Бессмертный полк", на акцию реконструкторов на Киш-озере. Пока держим оборону", - подчеркнул Линдерман.