Родителей не пускать, о латышизации молчать: как прошел Совет по образованию нацменьшинств

Первое заседание совета по образованию нацменьшинств под руководством Шуплински было больше техническим, но уже ясно: там не рады активным родителям, защищающим право детей учиться на родном языке
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 10 окт — Sputnik. Проблемы, связанные с искоренением русского языка из образования, на заседании Консультативного совета по образованию нацменьшинств, старались обходить стороной, ее боятся как огня, заявил представитель Латвийской ассоциации школ с русским языком обучения Константин Чекушин. В интервью Sputnik Латвия он рассказал, как прошла первая встреча под руководством Илги Шуплински.

Для нынешнего министра образования Латвии Илги Шуплински это был первый Совет по образованию нацменьшинств, который она организовывала, поэтому повестка была больше информационного характера.

Хватит и одного родителя

Начала Шуплинска с того, что познакомила членов с обновленным составом совета — некоторых людей убрали, а кого-то добавили.

С заклеенными ртами: Минобрнауки Латвии проигнорировало русских родителей

"К сожалению, не было добавлено больше родителей из общественного сектора, этот вопрос я поднимал, когда министром был еще Карлис Шадурскис, на своем первом тогда совете. Соответственно, я поднял вопрос на этом — почему не были удовлетворены просьбы активных родителей, которые хотели участвовать в процессе. На что мне был дан ответ: совет и так уже большой, вы как представитель родителей уже есть, этого достаточно. И по большому счету дискуссии эта тема больше не предполагала", — сказал Чекушин.

По его словам, он пытался настаивать на включении родителей в совет, аргументируя это тем, что, если орган хочет развивать дискуссию, любой человек с активной гражданской позицией — это большое приобретение, и было бы хорошим сигналом для общества — привлекать таких людей в совет. "Но у министерства образования свое мнение по этому вопросу", — сказал Чекушин.

Он отметил, что родители, которые хотели быть включенными в совет, но ответа так и не получили, провели небольшой пикет около входа в министерство, заклеив рты в знак протеста против решения Шуплински.

"Я согласен с этими родителями, я чувствую, насколько не хватает родительского мнения. Все-таки в совете педагоги, директора школ, администрация, и она передавливает дискуссии. Было бы хорошо иметь некоторый баланс", — сказал Чекушин.

Три болезненные темы

После того, как был выяснен вопрос с составом совета, Шуплинска предложила каждому участнику заседания обозначить три темы, которые он считает самыми болезненными и требующими обсуждения.

"Неприкрытая дискриминация". Захарова разгромила реформу образования в Латвии

"Я отметил: понижение качества образования, повышенную нагрузку на детей и повышенную нагрузку на родителей", — рассказал Чекушин, добавив, что другие участники отметили в качестве болезненных вопросов нехватку педагогов и методических материалов.

Шуплинска в связи с этим предложила директорам школ в течение двух недель подготовить отчет, каких именно учебников по каким предметам не хватает, чтобы потом, возможно, сформировать госзаказы, чтобы эти учебные материалы появились.

Также Шуплинска предложила участникам совета к следующему заседанию, которое запланировано на конец ноября, подготовить набор вопросов, которые бы они хотели обсудить.

"Это позитивный момент, потому что мы можем повлиять на повестку. Это кардинально отличается от того, что было раньше", — отметил Чекушин, который намерен собрать вопросы от родителей, структурировать и выслать в министерство. Также Чекушин намерен вновь поднять вопрос о включении активных родителей в состав совета.

Мониторинг качества образования

На заседании совета заместитель госсекретаря министерства образования и науки Гунта Арая представила доклад о создании мониторинговой системы качества образования. И на эту тему состоялась дискуссия.

Комиссар ОБСЕ дал оценку латвийской реформе образования

"Мониторинговых систем очень много. Можно создать такую мониторинговую систему, которая даст ответы на одни вопросы, но не даст на другие. Например, у нас сейчас две главные реформы: языковая и реформа компетенций. Мой вопрос был — сможем ли мы после введения этой мониторинговой системы сравнить, ухудшилось или улучшилось состояние в школах нацменьшинств после введения языковой реформы. На это мне был дан долгий, расплывчатый ответ в духе: мы будем стараться…" — рассказал Чекушин.

По его словам, представитель министерства заверила его, что оно открыто для экспертов от общества, которые хотят участвовать в процессе разработки и совершенствования этой мониторинговой системы.

"Это достаточно позитивно, теперь нам нужно будет найти экспертов, которые будут готовы присоединиться к этому процессу на стадии разработки, а не когда уже все готово и мы по большому счету можем только сказать, нравится нам это или не нравится. Это важно", — сказал Чекушин.

Политический вопрос

Чекушин, говоря о работе совета, отметил, что есть вопросы общие для всех: учебные материалы, зарплаты педагогов, но есть конкретные проблемы, связанные с новым законом об образовании, который упраздняет русский язык в средней школе, уменьшает пропорции в основной школе и пытается "добить" детские сады. По его словам, эту болезненную тему обходят стороной и боятся как огня.

Единственный выход - уехать: реформа задушила образование в Латвии

"С одной стороны, эта тема политическая, а совет не призван решать политические вопросы. По этому поводу неясность — насколько мы можем влиять в этой плоскости. (…) Как этот орган будет действовать, будет зависеть и от нас тоже. Насколько остро мы сможем ставить вопросы", — сказал Чекушин.

Он отметил, что уже "повесил в воздухе" предложение привлекать совет к обсуждению любых законопроектов, предложений изменений правил кабмина, касающихся школ нацменьшинств.

"На этапе подготовки законопроектов, а не тогда, когда изменения уже в министерстве приняты и нам их презентуют. Тогда теряется суть консультаций", — сказал Чекушин.

По его словам, все согласились, что это так и нужно делать, но как это будет на практике – покажет время.