"Все эти годы латыши обижались на русских": обида и месть - двигатели политики в Латвии

В семейных конфликтах бывают аномалии и патологии. Это когда человек может обидеться и уйти в себя на долгие годы. Примерно так происходит и в Латвии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Знаете ведь, как бывает в семейных ссорах? Часто один из участников ссоры не на шутку обижается, однако делает вид, что ему все нипочем, что он весел и уверен в себе, притом игнорирует обидчика: я с тобой вообще не разговариваю. Сразу даже не поймешь, что человек затаил обиду. И только какое-нибудь слово, новость или оплеуха могут сыграть роль спускового крючка. И обиду выдает подергивающийся подбородок, хлынувшие из глаз слезы или же истерика.

Не прощу никогда!

Похоже, что в "латвийской семье народов" разыгрывается подобная драма по мотивам мексиканских сериалов. Недавно одновременно латышский политик, священник и журналист (компания, однако), не сговариваясь, не сдержались и у них вырвалось, что все эти годы латыши, оказывается, обижались на русских. Ну вот посудите сами.

Комментируя заявление российского МИД по поводу Договора о ненападении между СССР и Германией (пакт Молотова — Риббентропа) депутат Сейма, член Нацблока Яниса Иесалниекс написал в своем Twitter: "По всему миру погибло более 100 миллионов человек, в том числе тысячи латышей. Они поработили мою страну на 50 лет. Я никогда не прощу их, как бы они ни представляли себя сегодня", — написал политик.

​Кого не простит Янис, в принципе, понятно. Речь не о Молотове с Риббентропом. И даже не о немцах. Речь о русских, которые, как научили Яниса в школе, "поработили его страну".

Не обиделись, но злобу затаили

Или вот близкий по своему мировоззрению к Национальному объединению пастор и доктор теологии Гунтис Калме отпраздновал свое 60-летие мероприятием в Военном музее, посвященном национальной идентичности. Как пишет Neatkarīga, на собрании в основном звучали патриотические речи:

"Какой дорогой пойдем? Станем себя жалеть и винить или выберем путь борьбы и героизма? Знать имена предателей и стукачей нужно, народ должен знать не только своих героев, но и антигероев, чтобы понимать, что попасть в их ряды можно поддавшись банальным и примитивным соблазнам – страху, алчности, корыстолюбию и тому подобным, с чем однажды мы встретим наших врагов и пройдем проверку на разных уровнях – духовном, моральном, военном. Кроме того, мы не должны забывать обиды, потому что это касается своих".

О каких врагах тут идет речь тоже сомневаться не приходится. Этому врагу посвящена почти вся концепция национальной безопасности Латвии. Еще из вышеприведенного пассажа ясно, что нацпатриоты злопамятны: "Ну что вы, я не обиделся. Но злобу затаил".

А виноват Пушкин...

А вот уже чисто женская истерика. Журналист и русофоб Элита Вейдемане в Neatkarīga пишет о протестах "неблагодарных русских" против перевода всего образования на латышский язык, упоминая заявления (в подаче журналистки — пасквили) Министерства иностранных дел России и пикеты (хронических второгодников) Татьяны Жданок: "Разве этим простофилям не приходит в голову, что это надежнейший способ добиться того, что латышам по горло надоест все, что является русским? Даже то, что действительно имеет ценность – русская культура, искусство, язык? Но может в этом и есть их цель – надоесть"?

Русские Латвии отказались подчиняться властям: заявили о готовности бойкотировать школы

Милая Элита! Ну это уже из разряда "забирай свои игрушки и не писай в мой горшок". Вот вы мне поверьте, но Пушкину А. С. глубоко безразлично, станет ли его читать Элита Вейдемане. Это не проблема Пушкина, Набокова и даже русских Латвии. Это проблема тех, кто их не читает и не знает. Да, честно говоря, невелика и проблема.

Однако публицист, сама того не ведая, наступила на действительно больную мозоль. Насильственное навязывание латышского языка русскоязычным Латвии уже давно и, кажется, неотвратимо оттолкнуло большинство из них от культуры титульной нации. Хотя она (культура) ни в чем и не виновата. В сознании русских чисто на психологическом уровне и в качестве протеста выстроен барьер. Да, и так бывает при ссорах в семье. "Мне неинтересно то, что интересно тебе".

Быть может, для латышской культуры это тоже небольшая потеря. Хотя здесь, пожалуй, вполне уместно сказать о культурно-рыночных отношениях. Сегодня любая культура выживает и развивается, если на нее есть спрос. И спрос на латышскую культуру был бы выше, тиражи книг и количество проданных билетов было бы больше, если бы ею дополнительно интересовалось более трети населения Латвии. Понятно, что латышская культура искусственно выведена за рамки рынка и кормится за счет дотаций и налогов, в том числе русскоязычного латвийца. Но совсем избежать тлетворного влияния рынка ей вряд ли под силу.

Эта музыка будет вечной?

В семейных конфликтах бывают аномалии и патологии. Это когда человек может обидеться и уйти в себя на долгие годы. Примерно так происходит и в Латвии. И нет никакой надежды, что в ближайшем столетии латыши нас "простят", хотя, например, я лично совсем не чувствую перед ними какой-то вины. Скорее наоборот. Палку перегнули давно и бесповоротно.

И пускай русские не выходят на улицы и не бунтуют, выплескивая свои обиды вместе с эмоциями. Но то, что они тоже обижены, это к гадалке не ходи. Тем более в данном случае одна из сторон ссоры вот уже треть века откровенно издевается над второй стороной, имея на это административный, правовой и финансовый ресурс.

Недавно партия "Согласие" высказалась по поводу перевода образования на госязык: Это "будет отступлением от европейских ценностей, а также ударом по культурной идентичности национальных меньшинств, который "их унизит, увеличит нестабильность и несогласие в обществе".

Также на днях бурю перепостов в интернете вызвало эмоциональное выступление русскоязычного латвийца Михаила Левицкого в Facebook, где он возмущен перспективой того, что в его стране его детям уготовлена роль людей второго сорта.

Ну, в общем, русским Латвии нет нужды приводить примеры унижения и издевательства над собой на протяжении 30 лет. Теперь мы знаем причину и диагноз — это патологическая обидчивость и "страшная месть", которая должна длиться, пока на земле жив хоть один латыш. То есть вечно, если верить Преамбуле к Конституции Латвии, написанной ее сегодняшним президентом.

P.S. Еще про семью. Недавно подруга, у которой муж — латыш и общему сыну уже 12 лет, жаловалась, что в последнее время супруг специально на полную громкость ставит дома латышские песни, чтобы она скорее интегрировалась. Хотя латышский подруга знает прекрасно. Глядя на этот эксперимент, так похожий на опыты, которые над русскими проводят власти Латвии, сын сказал маме: "Знаешь, кажется, папа тебя больше не любит"...