РИГА, 27 сен — Sputnik. В ожидании переписи населения живущие в Беларуси поляки хотят напомнить государству о своем существовании, пишет Rzeczpospolita. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
"В ваши двери постучат переписчики, чтобы задать вам разные вопросы. Для нас, поляков в Белоруссии, самые важные пункты — это национальность и родной язык. Мы здесь не эмигранты, мы у себя дома", — заявляет в своем обращении зарегистрированный в Польше фонд "Молодежь с окраин Польши", который объединяет живущих в Беларуси, Литве и на Украине поляков.
Недавно фонд запустил кампанию "Я помню, кто я". Женщина с известного американского пропагандистского плаката We Can Do It!, который был призван повысить моральный дух американских рабочих во время Второй мировой войны, получила нашивку в виде бело-красного флага на плече и начала призывать поляков из Гродненской области заявить о своей национальности.
Пропавшие поляки
Перепись населения начнется в Республике Беларусь 4 октября и будет идти до конца месяца. В 2009 году, во время предыдущей, куда-то пропали 100 тысяч поляков: о своей принадлежности к польскому народу тогда заявили 295 тысяч человек, тогда как в 1999 году, по данным статистического ведомства, таких людей было в стране 400 тысяч.
"Я не верю результатам предыдущих переписей. Чиновники намеренно занижают количество поляков, так, как делали это их предшественники", — говорит глава Фонда "Молодежь с окраин Польши" Мирослав Капцевич.
Он рассказывает о проблемах белорусских поляков, не решенных уже как минимум полтора десятка лет.
"Самое главное — это отсутствие школ и детских садов с обучением на польском. В нескольких городах и городках на западе Белоруссии поляки — национальное большинство, но там нет ни одной государственной школы, где бы преподавание велось на польском языке", — объясняет Капцевич.
Также, по его словам, Союз поляков Беларуси (СПБ) с 2005 года не признают официальные власти. У организации изъяли все 16 домов, которые строились на деньги польских налогоплательщиков. Сейчас здания использует в коммерческих целях официальный Союз.
Глава СПБ Анжелика Борис поддерживает акцию "Я помню, кто я", но не верит, что она позволит изменить цифры, которые в итоге объявит белорусский Статистический комитет.
"Думаю, их занизят, как в прошлый раз, чтобы найти обоснование для выдавливания польского языка из системы образования. В Белоруссии живет гораздо больше поляков, чем 300 тысяч", — говорит она.
Красивые обещания
Польские политики регулярно ездят в белорусскую столицу, а в польской бывают белорусские чиновники и парламентарии. Минск уверяет, что "все проблемы можно решить", Варшава ждет, а положение поляков в Белоруссии становится все более тяжелым.
На прошлой неделе министр образования Польши Дариуш Пёнтковский встретился со своим белорусским коллегой.
"Если удастся согласовать протокол в рабочей комиссии, мы сразу же подпишем в Варшаве договор. В основном идет речь о появлении классов с обучением на польском языке в тех местах, где найдутся желающие, а также о сохранении возможности сдавать выпускные экзамены на польском, как это было до сих пор", — заявил он тогда.
На вопрос Rzeczpospolita о том, удалось ли достичь в переговорах прогресса, ответа из министерства не было, но, по неофициальным данным, до подписания с Беларусью договора об образовании еще очень далеко.
"В этом году в польскую школу в Гродно в очередной раз не удалось попасть всем желающим, кроме того, из учебных заведений изгоняют польский язык. Еще несколько лет назад его изучали 2 тысячи школьников, а сейчас — всего 400. Власти говорят, что на него нет спроса, но в общественных школах, работающих при поддержке Союза поляков, и на коммерческих курсах польским занимаются 6 тысяч человек", — рассказывает Анжелика Борис.
Минские власти избрали в отношении Варшавы следующую тактику: постоянно обещать и быстро забывать об обещаниях, говорит польский журналист из Гродно Анджей Почобут.
"В Белоруссии считается, что никаких поляков там нет, а есть только "полонизированные белорусы". Любопытно, что такой тезис уже не первый год продвигает как государственное руководство, так и некоторые оппозиционные круги. Любые шаги, связанные с польским самосознанием, неважно, о чем идет речь — о карте поляка или о защите обучения на польском языке, — встречают в штыки. Появление любых сообщений на польскую тему вызывает массу негативных комментариев и зачастую нервную реакцию", — утверждает Почобут.