Кого защищать, если все латыши уедут: как Сейм обсуждал концепцию нацбезопасности

В концепции нацбезопасности Латвии среди угроз и Россия, и климатические изменения, и беспилотники, и 5G, но во время дебатов по документу некоторые депутаты смогли посмотреть правде в лицо: главную угрозу для Латвии представляют собственные чиновники и нищета
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Латвийский парламент 26 сентября после долгих дебатов и ярких речей утвердил концепцию национальной безопасности на ближайшие годы.

Голосованию предшествовал казус, если не сказать, скандал. Закон гласит, что концепцию национальной безопасности надо было утвердить в парламенте до 1 октября. Оставалось последнее заседание парламента. То ли из-за спешки, то ли намеренно, но проект концепции" передали в Сейм с неправильной датой, а в комиссии рассмотрели документ, что называется, задним числом. Пусть формально, но процедура продвижения проекта, и, соответственно, закон были нарушены.

Впрочем, на заседании Сейма на это почти никто не обратил внимания. Выступающие министры и депутаты спорили о сути документа. Ожидаемо, разработчики документа отстаивали свою правоту, а оппозиция критиковала положения концепции. Много внимания выступающие уделили вопросу взаимосвязи социально-экономической стабильности в государстве с готовностью граждан защищать страну в случае кризиса.

Латвия – заложник Пентагона: концепция нацбезопасности и реальность

Инесе Либиня-Эгнере, депутат, референт проекта, заявила: "С 2015 года, когда в Сейме была утверждена предыдущая концепция национальной безопасности, ситуация в мире, к сожалению, не стала стабильнее… И, думая о безопасности нашего государства, дополнительно к существующим конфликтам и разногласиям, нам надо считаться и быть готовыми выступить против новых рисков и угроз. Поэтому очень важно, что в наши документы планирования национальной безопасности включены не только традиционные виды угроз, но также там дальновидно уделено внимание вызовам будущего, с которыми нам надо считаться уже сегодня".

Министр внутренних дел Сандис Гиргенс, выступая в парламенте, подчеркнул, что в основе безопасности государства – сплоченное, лояльное общество, где каждый осознает ответственность и готов защищать свою родину. В качестве рисков безопасности министр отметил недоверие общества к государственным институтам и должностным лицам. "Поэтому важно формировать диалог с обществом и работать в интересах государственного общества. Я уверен, что и внешняя, и внутренняя стабильность страны является неотъемлемой частью процессов развития государства", - заключил Гиргенс.

Министр обороны Артис Пабрикс во время дебатов о концепции безопасности пустился в воспоминания об истории Латвии, заявив, что страна никогда не была "таким географическим местом, которое бы никого не интересовало".

"Угроза" безопасности Латвии: зачем поднимать экономику, если можно "бояться" Россию

"С одной стороны, это хорошо. В мирное время мы можем богатеть, поскольку сюда едут, с нами хотят торговать, с нами хотят сотрудничать, сюда хотят инвестировать. Но в условиях войны или кризиса мы первые, кто страдает. Об этом свидетельствует хотя бы наша демография", - сказал Пабрикс, посетовав на две мировые войны, пребывание Латвии в составе СССР и массовую эмиграцию граждан после восстановления независимости.

"Мы полны решимости никогда больше не допустить эти кризисы и быть к ним готовыми. Поэтому в концепции национальной безопасности упомянуто, что необходима всеобщая ответственность всего общества. Это означает, что в первую очередь нам необходимо менять общественное мышление и общественную культуру в отношении вопросов безопасности… Мы думаем и о введении так называемой всеобщей государственной обороны в Латвии. Что это означает? Это означает, что мы берем пример с таких соседних стран, как Финляндия, Швеция, Норвегия… В своей обороне и будущей безопасности мы хотим стоять на двух ногах. Одна из них – НАТО и внутренняя солидарность, которую представляют собой наши союзники своим присутствием на территории Латвии. Но мы хотим, чтобы и латвийское общество сделало максимально много, что означает тесное сотрудничество государства с самоуправлениями, с предпринимателями, с обществом. Обществу и семьям надо быть готовыми к кризисным ситуациям и знать, что они будут делать в первые 72 часа, когда наступит кризис", - сказал Пабрикс.

Захарова: в Латвии готовы любого русскоязычного подвести под репрессии

Председатель комиссии Сейма по бюджету и финансам Мартиньш Бондарс, комментируя документ, выразил удовлетворение, что Латвия наконец включила финансовую отрасль в свою концепцию безопасности, как это делают все "серьезные государства".

"Говоря о будущем, надо отметить, что Латвии надо более полно вливаться в глобальную мировую финансовую индустрию", - сказал Бондарс, отметив, что очень важно, кто возглавит главные профильные институты - Комиссию рынков финансов и капитала и Банк Латвии. "И это очень серьезно, поскольку нам хотелось бы, чтобы все диктовали институции, законы, правила, для нас очень важны и индивидуумы, которые возглавят эти институции, расставят акценты. Это сделает Латвию или сильнее, или слабее в мировой финансовой индустрии", - сказал Бондарс.

Член Комиссии по национальной безопасности Валерий Агешин в выступлении отметил, что в Латвии растет социальное неравенство, что негативно влияет на стабильность государства. Вину за то, что в стране сложилась такая неблагополучная социально-экономическая ситуация, Агешин возложил на политиков.

"В концепции национальной безопасности подчеркнуто, что внутренняя безопасность связана с повседневным ощущением стабильности жителей Латвии, с социально-экономической ситуацией в стране. И один из главных элементов безопасности – сплоченность общества. Надо учитывать… что в латвийском обществе растет социальное неравенство – часть жителей не чувствуют уверенности в своем материальном положении и будущих возможностях. А как иначе может быть в нашей стране? Я считаю, что в последние годы, да и в этом году, при формировании государственного бюджета, наметилась новая и весьма неприятная тенденция – не выполнять обещанное, то, что записано в отраслевых законах. Я говорю про финансирование высшего образования, про деньги на зарплаты медиков, про другие сферы. Так что неудивительно, что на внутреннюю стабильность государства негативно влияет низкое доверие общества к госуправлению и политическим партиям, которые малочисленны и испытывают сложности с обеспечением долгосрочного стабильного развития страны", - заявил Агешин.

Депутат Сейма Николай Кабанов отметил, что в концепции безопасности упущено несколько важных моментов.

"Вчера, как известно, премьер-министр Артурс Кришьянис Кариньш встречался с депутатами делегации Балтийской ассамблеи и там сказал, что Латвия по-прежнему сохраняет единую энергосистему с Россией и получает электроэнергию из России, и так предусмотрено делать и в дальнейшем. Об этом ничего не сказано в этой концепции, как будет развиваться наша энергосистема, каково наше отношение к атомной станции в Островце, Беларуси, вместо этого там много пустых слов об информационной войне и так далее. Хочу также напомнить, что выдающийся государственный деятель, финский маршал Маннергейм однажды сказал: "Прежде чем требовать от людей защищать государство, надо создать тот уровень жизни, который они захотят защищать". Концепция национальной обороны не включает в себя вопросы социальной защиты, здравоохранения, демографии…

Политик: в Латвии остаются глуповатые и необразованные, лучших высасывает РФ

Выдающийся демограф Илмарс Межс заявил, что в Латвии с 1990 года число жителей сократилось на 27%. Это самый печальный показатель в Евросоюзе. И вместо того, чтобы решать проблемы демографии, чиновники написали для нас в этом проекте концепции всякие вещи, о которых нам, жителям, надо думать. Вот, например: "Существенная роль в создании сплоченного общества отводится культурному пространству, общественной, социальной и исторической памяти. Цель – укрепить чувство принадлежности жителей к стране, создать единое понимание исторических событий, увеличивать сплоченность между жителями". Конец цитаты. В этой связи хочу отметить, что вопросы культуры и социальной психологии не входят в компетенцию силовых структур", - сказал Кабанов.

Депутат Сейма Янис Адамсонс, который участвовал в разработке нескольких предыдущих концепций безопасности, заявил, что новая ничем принципиально от них не отличается. Также он раскритиковал медлительность властей в вопросе разработки плана гражданской обороны.

"Если мы дискутируем о концепциях, я имел честь участвовать в разработке многих из них и могу сказать, что любая концепция в первую очередь основывается на оценке реальности. Только оценив реальность, мы можем подумать, что делать дальше…. Давайте посмотрим, что происходит в реальности… Большая проблема в нашей стране заключается в некомпетентности должностных лиц, в некомпетентности в правительстве и парламенте. Можно долго и красиво говорить, но что происходит на самом деле? Десять лет прошло, пока наконец комиссия по обороне и внутренним делам не вынудила правительство утвердить план мобилизации народного хозяйства. Кому его надо было разработать и утвердить? В то время – министру экономики Кришьянису Кариньшу. Не прошло и десяти лет, как принят закон. Правительству надо принять план гражданской обороны. Уже два года как. И ничего нет! О чем мы говорим? О какой безопасности? Все это, что прозвучало здесь, – пустые слова!" - сказал Адамсонс.

Наиболее радикально по поводу концепции высказался независимый депутат Алдис Гобземс, который после осенних выборов в парламент имел шанс возглавить правительство страны. Во время выступления в Сейме он не постеснялся заявить: "То, что на 30 страницах документа бессчетное число раз упомянуто слово "Россия", еще не делает этот документ качественным".

Служба госбезопасности Латвии хочет разорвать связь молодых русских с Россией

Гобземс также иронично заметил, что авторы документа "забыли вписать, что национальной безопасности, скорей всего, угрожает и магазин Тимати в торговом центре "Альфа".

"Почему такая ирония? Да потому, что национальная безопасность начинается с благосостояния. И если наше государство будет продолжать развиваться так же, как последние 29 лет, то у нас, уважаемое Нацобъединение, здесь не останется латышей, которых надо защищать. Они все уедут! Главные угрозы нашей национальной безопасности это бедность, в которой живут здесь люди. Это онкологические заболевания, которыми ежегодно в Латвии заболевают более 10 тысяч человек. Это примерно одна Кулдига.

Нашей национальной безопасности угрожает то, что мы не открываем, а закрываем школы для наших людей. Нашу национальную безопасность не укрепят красивые слова о том, что мы защитимся от врага. Как мы защитимся, если нас здесь не будет? Национальная безопасность не может быть реализована, если в стране нет плана гражданской обороны. Об этом знает каждый житель Латвии… Нашей национальной безопасности угрожаете вы, которые у власти были все эти 29 лет! Вы говорите о Brexit. Между прочим, я напомню, что большая часть нашей диаспоры находится именно в Великобритании. Нам надо быть первыми, кто защитит нашу диаспору в Великобритании. В этой концепции нет ни единого слова о том, как мы это сделаем", - заключил Гобземс.

Несмотря на бурное обсуждение, судьба голосования по концепции была предрешена. Документ не был принят единогласно – за проголосовал 61 депутат, в основном от коалиционных партий, против - 1, воздержались 18 депутатов от оппозиции, а еще 9 не голосовали.