Юрий Мель рассказал представителям ОБСЕ о жизни в литовской тюрьме

В своем обращении россиянин пожаловался на то, что Литва нарушает его права человека, а в исправительном учреждении его содержат в одной зоне с уголовниками
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 20 сен – Sputnik. Осужденный в Литве по "делу 13 января" полковник запаса Российской армии Юрий Мель обратился к участникам проходящего в Варшаве совещания ОБСЕ по правам человека и рассказал им об ужасных условиях содержания в литовской тюрьме, пишет Sputnik Литва.

В конце марта этого года Вильнюсский окружной суд приговорил Меля к семи годам тюрьмы якобы за "преступления против человечности и военные преступления". В апреле защита россиянина обжаловала приговор.

Мель рассказал, что во время трагических событий в Вильнюсе он управлял танком, сломал забор около Вильнюсского телецентра и по приказу своего командира трижды выстрелил в воздух холостыми зарядами. По его словам, в обвинении не было сказано, что по его вине пострадал хоть один человек.

Адвокат россиянина Галина Кардановская еще в августе пожаловалась на то, что ее подзащитного держат в общей зоне с уголовниками, хотя она требовала его перевода в зону к осужденным бывшим госслужащим. В своем обращении Мель подтвердил эту информацию.

"Литва сегодня нарушает мое право на достойное, не унижающее человеческое достоинство отбывание наказания в пенитенциарной системе - меня содержат не с политическими заключенными, а с убийцами, мошенниками и наркоторговцами, где существует реальная угроза моей жизни и здоровью", - подчеркивает Мель.

Кроме того, россиянин пожаловался на нарушения его прав со стороны литовских властей. По его словам, его лишили возможности на справедливое и независимое правосудие, так как он даже не смог ознакомиться с текстом приговора на родном языке.

Мель обратился к Европарламенту, международному сообществу и к общественным организациям с просьбой обратить внимание на его положение и нарушение прав "как человека, прав участника уголовного процесса, а также на мое незащищенное положение в Литве".

Ранее посол России в Литве Александр Удальцов обращал внимание на то, что Литва нарушает собственные законы по отношению к Мелю: его задержали в марте 2014 года и на протяжении пяти лет вплоть до суда держали в следственном изоляторе, хотя по литовскому законодательству человек может находиться под стражей всего три года.

Накануне представители российского фонда "Историческая память" передали в Бюро по демократии и правам человека ОБСЕ заявление по "делу 13 января". В документе они обратили внимание на то, что вынесенные в Литве приговоры неправомерны и  участникам процесса были применены нормы уголовного права, не существовавшие в то время.

Суд по "делу 13 января"

В ночь на 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни начались вооруженные столкновения, в результате которых погибли 14 человек и более 600 были ранены. Литовская прокуратура бездоказательно заявила, что погибшие возле телебашни были убиты советскими солдатами, и потребовала признать виновными 67 человек.

Вильнюсский окружной суд вынес вердикт в марте этого года. Среди обвиняемых были граждане России, Беларуси и Украины, большинство из них судили заочно. Перед судом предстали только два человека — Мель и бывший военный Геннадий Иванов, которого приговорили к четырем годам. Его защита также обжаловала приговор.

"Просто стоял в форме": в Литве объявляют приговоры по "делу 13 января"

Суд также вынес обвинение в виде 12 лет тюрьмы экс-офицеру КГБ Михаилу Головатову, десять лет — бывшему министру обороны СССР Дмитрию Язову и 14 лет лишения свободы бывшему главе Вильнюсского гарнизона Советской армии Владимиру Усхопчику.

В России подвергли критике судебный процесс в Литве, назвав его "позорным судилищем". В Москве отмечали, что литовские правоохранительные органы не представили ни одного факта, подтверждающего, что в людей в центре Вильнюса стреляли советские военные, а граждан России судили за преступления, которых они не совершали.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении литовских генпрокуроров и судей из-за привлечения невиновных к ответственности.