РИГА, 17 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сегодня на заседании правительства рассматривается информационное сообщение министерства защиты среды и регионального развития о проекте региональной реформы 2021 года. А накануне на внеочередное заседание собрался Союз самоуправлений Латвии, который выразил недоверие главному "двигателю" реформы – министру регионального развития. Причина – Юрис Пуце не желает слушать аргументы самих представителей местной власти.
Напомним, что в ходе регионально-административной реформы с 2021 года в Латвии должно остаться 36 самоуправлений вместо нынешних 119. На карте останутся два города республиканского значения – Рига и Юрмала, а остальные города станут региональными центрами. И город, и его окрестности будут подчинены единому местному управлению в отличие от нынешней ситуации, когда существуют краевые и волостные управы.
Отношение к реформе неоднозначное. На прошедшем заседании Союза самоуправлений Латвии, где собрались 90 представителей из 19 латвийских муниципалитетов, присутствующие отмечали, что реформа действительно необходима. Все понимают, что постоянно сокращающееся количество жителей страны (а в регионах этот процесс и вовсе приобрел лавинообразный характер) вынуждает укрупнять самоуправления. Содержание инфраструктуры становится неподъемным уже не только для местных бюджетов, но и для государственного фонда выравнивания.
Попутно с преобразованиями в муниципалитетах должны быть проведены еще несколько "профильных" реформ – это реформа системы здравоохранения (самые сложные и дорогостоящие операции будут переведены в крупнейшие региональные и рижские больницы, а остальные станут своего рода обслуживающей инфраструктурой), системы образования (школьная сеть концентрируется вокруг региональных центров), сети общественного транспорта. По разным подсчетам, проведенным в том числе экспертами Банка Латвии, оптимизация расходов может принести в госбюджет от 30 до 100 миллионов евро ежегодно.
Но в результате этих экономически оправданных манипуляций окраины регионов еще больше опустеют, будут лишены остатков инфраструктуры, и это также признали на съезде. Кроме того, резко негативную реакцию со стороны участников съезда вызвал тот факт, что при формировании бюджета 2020 года правительство вмешалось в финансовые дела муниципалитетов. В частности, на них планируется переложить (полностью или частично) финансирование школьных обедов для учеников 1-4-х классов. Из Рижского самоуправления будут отчислены деньги за Rīgas satiksme (чей кредитный портфель должен быть учтен при формировании государственного бюджета). Правительство также корректирует возможности самоуправлений получать займы в Госкассе на софинансирование проектов инфраструктуры.
И наконец, самоуправления недовольны тем, что их мнения игнорируются. На заседании Союза самоуправлений было отмечено, что из более чем 60 замечаний и предложений по проекту реформы, которые были высказаны в ходе встреч местных властей с представителями министерства, при разработке конечного плана реформы не было учтено ни одного. Как заявил председатель Адажской краевой думы Марис Спринджукс, проводить административную реформу можно было бы и более дружественными к самоуправлениям методами.
"Мы предложили бы начать реформу с укрепления на региональном уровне, нужно было бы наладить диалог между министрами и самоуправлениями по вопросам организации и финансирования общественно важных услуг в государстве. И уже следующим шагом стало бы объединение или ликвидация малых самоуправлений. Такой подход также означает реформу, но в этом случае был бы сохранен потенциал регионов, а представительство местных властей уменьшено", - сказал Спринджукс.
Председатель Талсинской краевой думы Дайнис Каролс отметил: "В своем нынешнем исполнении, административно-территориальная реформа не продумана. По той причине, что не ясны те критерии, цели, которых надо достичь".
Глава Союза самоуправлений Гинтс Каминскис на пресс-конференции после заседания Союза самоуправлений заявил, что процессы административной реформы нарушают законодательные акты как Латвии, так и Евросоюза. "Мы констатируем, что имеются противоречия как с нашими законами, так и с Конституцией, и с пятой статьей Хартии местных самоуправлений, а также с рекомендациями комитета министров Совета Европы о принципах хорошего управления, что беспокоит самоуправления", - отметил Каминскис.
Присутствующие на заседании Союза самоуправлений приняли практически единогласное решение: проведение реформы должно быть передано под управление премьер-министра, чтобы при его участии была создана рабочая группа, куда войдут и представители Союза, других местных органов власти, профильных министерств.
В свою очередь, министру защиты среды и регионального развития выражено недоверие, самоуправления требуют его отставки.
Однако в Союзе самоуправлений не испытывают иллюзий по поводу того, что премьер Кришьянис Кариньш услышит их аргументы. Там уже заявили, что проведут консультации по поводу возможного обращения в Конституционный суд с целью отмены реформы.
Глава правительства Кариньш заявил, что министр Юрис Пуце хорошо справляется со своей работой, так что отставки министра не ожидается.
Коллега министра по партии, сопредседатель объединения Attīstībai/Par, депутат Сейма Даниэль Павлютс считает, что требование Союза самоуправлений является политическим шагом, "направленным против всей нынешней коалиции и реформы, которая поддерживается на государственном уровне". Депутат парламента считает, что "вряд ли Союз самоуправлений имеет конституционное право требовать отставки министра, скорее, это выражение мнения, равно как любой другой общественной организации".
Однако резко возросшую активность Союза самоуправлений и представленных в нем самоуправлений не следует недооценивать – все-таки выбранные в местные думы представители транслируют мнение десятков тысяч жителей страны.