РИГА, 6 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. В Риге открылся новый корпус Alfa. Теперь этот торговый центр — крупнейший в Латвии: только арендная площадь для магазинов на трех этажах увеличились до 71 000 квадратных метров, ресторанная территория расширилась до 6 500 квадратных метров, а стоянка рассчитана на 1 750 машин.
Но зачем все это надо в Риге, где уверенно уменьшается число жителей и падает общая покупательная способность?
Около двух лет назад международная компания Linstow, которой и принадлежит Alfa (а еще Mols, ORIGO и другие "крупнейшие и самые известные"), сообщала, что намерена расширить территорию торгового центра.
В 2017-м закипела большая работа, завершившаяся буквально на днях (обошлась она в 55 миллионов евро), — и сразу же состоялось открытие обновленного огромного торгового центра, которому теперь даже литовский центр Akropole завидует.
Гигант выдавливает слабого
На открытии обновленного торгового центра Alfa собралось довольно много посетителей, для которых магазины-арендаторы предлагали специальные скидки и, конечно, угощения — хоть и не богатые, но все же.
Однако у многих сразу возник вопрос: а зачем настолько увеличили территорию Alfa, неужели Риге не хватает торговых комплексов? Например, когда открывался упомянутый выше центр Akropole, руководитель Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич сказал корреспонденту Sputnik:
"Зачем открываются такие большие торговые центры в достаточно небольшом городе Риге, понять можно только с точки зрения вливания иностранных инвестиций в разные проекты. Вероятно, выделяются очень крупные субсидии ЕС под солидное дело международных компаний на прибалтийском рынке.
В то же время, если говорить о небольших магазинах и собственно латвийских торговцах, тогда, конечно, каждый новый крупный центр — хоть Akropole, хоть Alfa — это большой удар по ним. Если они не в состоянии арендовать место в торговом центре, тогда им не позавидуешь. Ведь, например, около такого центра ни один маленький магазин долго не протянет — закроется, поскольку конкуренция в данном случае просто бессмысленна. Небольшим магазинам, принадлежащим латвийским бизнесменам, остается довольствоваться или работой в тихих спальных районах, или надо уходить далеко в провинцию".
Работать не ради прибыли – странная идея
Но то, что ранее описал Данусевич, это лишь одна проблема, а ведь существуют и другие. Конечно, кому-то отрадно, что появился новый центр Alfa, который, по мнению первых посетителей, уютнее и комфортнее Akropole, но только арендаторы — даже представители иностранных фирм — сомневаются, что их работа здесь принесет огромные прибыли.
Например, если посчитать, что аренда весьма скромного помещения хоть в Alfa, хоть в Akropole — это около 2 000 евро в месяц, а еще зарплаты сотрудникам (обычно 500 евро "грязными" плюс процент от продаж) и самые разные дополнительные траты, то остается лишь догадываться, насколько успешной должна быть торговля магазина, чтобы у предприятия появлялась прибыль.
А насколько велика эта прибыль будет у обычной небольшой торговой точки (конечно, не Rimi и не Lido), в Alfa можно тоже лишь гадать, поскольку, судя по самым разным опросам, покупательная способность населения Риги уверенно падает. Уверенно уменьшается и число жителей, а оставшиеся если и ходят в крупные торговые центры, то, как правило, отдохнуть в кафе или в кино, а покупать самые разные вещи (от одежды до сложной электроники) предпочитают в интернет-магазинах и чаще даже не латвийских, а на мощных иностранных торговых площадках вроде китайских.
И реальный торговый центр Alfa в этом отношении точно не конкурент какому-нибудь азиатскому виртуальному гиганту — даже среди рижан, которые уверенно осваивают мир по ту сторону монитора компьютера. Вовсе не удивительно, что тот же Akropole через несколько месяцев после открытия стоит полупустой. И сколько протянет Alfa в таком случае — вопрос риторический.